Я принял участие в
марафоне на 200 км московского клуба "Караван". Вот
трек.
Марафон был осложнен жаркой погодой (+33-35), наличием двухкилометрового участка с лесной грунтовкой и пятикометрового "грейдера", на деле оказавшимся глубоким сухим песком с камешками. Тем не менее, я его прошел и даже уложился в зачетное время!
Старт марафона - в 7:00 утра от станции метро Каширская. Я живу в Подмосковье в Железнодорожном, соответственно, мне нужно сначала доехать до станции (2,5 км), на электричке доехать до Москвы (40 минут), потом по городу доехать до м. Каширская (16 км), потом еще проехать марафон
. В общем стартовать из дома нужно в 4:20, чтобы успеть на электричку, которая идет в 4:40. Лечь спать удалось только в 12 часов, но толком поспать не дало волнение перед гонкой и жара. Вечером залил трек в GPS, так как ехать по "легенде", которая выдается организаторами, можно только имея опыт катания в даном районе. GPS пригодился и я видел, как плутали велосипедисты, ехавшие без GPS, но по "легенде" организаторов - сложных моментов было немало. Взял пару запасных батареек (оказалось мало, пришлось докупать), три литра воды (оказалось, по-сути, тоже мало, пришлось покупать и неоднократно: за день я выпил 9 литров воды только в походе и еще 1 литр уже дома, после финиша), благоразумно выложил обычно катающуюся со мной дождевую куртку - прогноз погоды был "бездождливым" - и сделал надставку к подголовнику, чтобы фиксировать не только шею, но и голову со шлемом (тоже очень пригодилось).
Проснулся в 3:20 под писк сразу двух будильников, запихнул в себя тарелку макарон (есть не хотелось, так как ел 4 часа назад) и взял с собой две порции макарон, чтобы поесть "не этой химической гадости, а нормальной еды". Доехал до станции, отвечая на фопросы то ли ранних, то ли поздних пташек: "да, ехать удобно, да спортивный". Дождался поезда, доехал на электричке до Москвы, потом своим ходом - до места старта. Приехал в 6:10 первый!
Даже организаторов еще не было. Пожалел, что выехал так рано (следующая электричка была через 35 минут после первой, можно было бы поспать на полчаса больше), с другой стороны, был запас по времени, на случай, если просплю. Пока ждал организаторов, подкачал колеса (забил по 70 PSI), выгнул переднюю большую звезду (погнулась в поезде, похоже), подтянул "стяжки" задней подвески (сделал подвеску чуть жестче). Потом увидел организатора в желтой спортивной одежде, подъехал, зарегистрировался. Мне выдали желтую карточку, в которой надо было отмечать время на КП - контрольных пунктах - но это, если на КП есть контролеры, деелающие записи в твою книжку о твоем времени на данном КП, но так как их нет, мы покупаем на КП что-ниудь в магазинах и кладем в эту книжку кассовые чеки, на которых отмечено время. Потом прибывали участники в ярких спортивных одеждах на красивых велосипедах и с толстыми мускулистыми ногами, вызывающими зависть
Кстати велосипеды были разными - от простых "Старт-Шоссе" до страшных углепластиковых велосипедов с плоскими спицами.
Затем - полчаса щупания велосипедов друг-друга ("а мои "кантилеверы" тормозял хуже, чем твои шоссейные "мини-вибрейки"" и т.п.), рассказы интересующимся о весе "Самурая", почему цепь так перекручена и т.п. Потом - старт.
По городу ехали группой, не особо отрываясь друг от друга. Тем не менее уже тогда я понял, что с шоссейниками в группе ехать невозможно - они на спуске катятся накатом, даже немного подкручивая, а я - накатом и притормаживаю, так как более тяжелый аппарат с лучшей, чем у них, аэродикамикой на спуске разгоняется лучше - и все-равно их обгоняю, зато в горку от меня уходят, как от стоячего. Поэтому приходится на спуске "давить на все бабки", обгоняя шоссейников, а на подъеме - ждать, пока тебя догонят и все-равно обгонят. А дорога - спуск-подъем. В общем, группа наиболее быстрых шоссейников оторвалась от меня, может быть, на пятом километре, со второй группой я еще какой-то время периодически ехал до 45 километра (первый КП), а после 45 км я остался совсем один - меня обогнал даже молодой парень на полноподвесном МТБ, по поводу которого я на старте сказал, что хоть кого-нибудь обгоню. Причем он от меня "ушел" еще в пределах 10 км от старта.
Ну вообще...
В предыдущем марафоне Solo показал офигенный для нас результат - 8 часов 45 минут на дистанции 200 км. Посчитав его среднюю скорость я попробовал повторить его результат и какое-то время шел вровень с шоссейниками (до 20 км средняя скорость движения была 27 км/ч, а средняя с учетом остановок - 24 км/ч) , потом переместился в хвост группы (на первом КП средняя была уже - 24,2, а с учетом остановок - 22,8). Первая моя ошибка - шел не по своим силам и потратил силы на первой четверти дистанции.
Начало припекать. До шестидесятого километра я понял, что поддерживать приличную скорость уже не могу, так как силы ушли, да еще эта жара - едешь весь мокрый, пот заливает глаза, стоит только остановиться попадаешь как в сауну. На ходу хоть ветерок обдувает. В общем, вспомнил я про Стовбунского и начал искать речку. На "тест-турах" Эдуард Стовбунский всегда, если стоит жара, купается при каждой возможности и при этом едет с такой же скоростью, как я, даже если я не теряю время на купание. Ему - 68 лет, а мне - 27 (в 2007 году), ощутите, как говорится разницу. В общем, начал я искать речку, чтобы освежиться и нашел ручеек под мостом, речку-переплюйку. Ширина его была метра полтора и кто-то сделал типа запруды из камней, в которой прохладной воды было почти по колено, куда я и погрузил свое бренное потное пышущее жаром тело. Кажется, даже пар пошел. Зашел в воду целиком, в одежде и ботинках, сняв только предварительно каску и поясную сумку с сотовыми. Кайф! Потом еще прополоскал футболку от соли и снова напялил ее на себя, как была, мокрую и не отжимая. Ехать по жаре стало намного легче и пропало желание упасть куда-нибудь под кустик в обморок от перегрева.
Но вскоре выяснилась вторая моя ошибка - ноги в мокрых ботинках сохнуть не желали, несмотря на дырки в ботинках, и, хотя ногам и было не так жарко, ступни от воды разбухли, скукожились и давить на педали стало больно!
Здрасьте, приехали... Вдобавок нужно было уже пожрать где-нибудь, а "где-нибудь" все никак не находилось - я не заметил по пути никакой забегаловки. С трудом дотянул до 95 километра (хотя хотел до 100), там просто упал под дерево и достал припасенную порцию макарон. Вырубало конкретно. Макароны были слипшиеся, сухие и не елись. На запихивание в себя макарон ушло минут 20 и литр воды. Потом я решил немного поспать, так как сил не осталось вообще, голова кружилась и вообще - жара... Самое время поспать под кустиком
Время по GPS я рассчитал так, что если я полежу полчасика, то все-ранво уложусь в зачетное время. Может быть, даже уложусь в 12 часов. С мыслью уложиться в 8 или 9 часов я уже давно распрощался.
В общем, лег, попытался уснуть. Не получилось - только зря промучался на неудобных корнях. Проснулся от того, что мимо проехал велосипедист, и, кажется, это был парень на МТБ! Я понял, что я не последний и что я тут время теряю - можно же кого-нибудь еще обогнать! Собрался, выполз не в сторону дороги (там была канава, заросшая крапивой, я там уже обжегся, когда шел к заветному дереву, и второй раз решил туда не соваться - пошел в сторону поля и грунтовки. Вышел - мама родная! Целое поле золотой ржи! Красота! Сорвал несколько колосков на сувенир жене, пофоткал поле. Выехал.
Только выехал, меня догнал шоссейник! Откуда он здесь взялся - они же все впреди? Спросил его, "Откуда ты, мол, взялся". "А я на час позже выехал", ответил он. Ну все ясно с тобой. Компанию составить не могу, так как ты едешь быстрее. Пожелали друг-другу удачи. Дальше ехал, невесело думая о своей физической форме и о том, какую "рекламу" сделаю толпе велосипедистов своим участием. Быстрые они, сволочи. Не поймут преимуществ лигерадов, пока я не набору форму, сопоставимую с их формой. А этого не случится никогда. Нда...
Второй КП был в г. Ступино на 126 км пути. Правда, GPS к тому времени показал уже 129-130 км, заставив понервничать (а вдруг пропустил). Нашел ориентир - "Макдональдс", нашел в нем единственного шоссейника, стоящего в гигантской очереди, не стал тратить время на стояние в очереди, а нашел на столе рядом с неубранной посудой чек, который не совпадал с моим временем минут на 10. Ну и хрен с ним - чем время терять в "Маке", в котором я все-равно никогда не питаюсь, только рди чека, закуплюсь лучше в каком-нибудь магазине, да поем в кафешке. С тем и оставил "Мак" да поехал по треку дальше. Закупился водой, каким-то химическим китайским "чаем", шоколадкой и мороженным. После мороженного и шоколадки, приправленного доброй половиной бутылки "чая", неожиданно хорошо поехалось. Кафе я не нашел, решил попытать счастья дальше.
После Ступино пошли очень приятные дорожки, в основном - на спуск к реке, петляющие по сосновому бору. Воздух - фитонцидный, ммм! Приятственно. После того, как насладился спусками на скорости до 64,5 км/ч, выехал к широкой реке. Дальше дорога шла вдоль реки. Воздух около реки был не таким жарким, близость воды манила. Не выдержал и в одном месте, где дорога шла максимально близко к реке, выехал на пляж и искупался. Вода - ммм..., молоко. Класс! На этот раз купался, сняв ботинки и носки. Долго не задерживался.
Километра через три дорога стала из бетонных плит, потом с плитами и песочком, а потом и вовсе пошел один песок. Глубокий сухой песок. Тащить по нему лигерад - одно мучение: идешь раком, упираясь в руль, толкаешь лигерад вперед, а переднее колесо скользит по песку вправо и весь лигерад сползает туда. Замучался. После какой-то деревни меня догнал тот самый шоссейник, который опоздал на час. Говорит. поплута малость из-за недостаточно проработанной легенды. До конца хренового участка (еще километра четыре) шли вместе, разговаривая на раные темы. Ему ехать по песку удавалось чаще, чем мне. У меня ботинки были кантрийные - с развитыми грунтозацепами, а у него шоссейные - с обсолютно гладкой подошвой. Ему просто ехать по такому песку было легче, чем идти.
Дорога - полная жесть. Кроме песка встречались и просто камни, и рытвины, по которым езать было тяжело. После тяжелого участка, каогда выехали на асфальт, я услышал трение задней покрышки и заднее крыло. Остановился. Обнаружил, что резики в задней подвеске, не выдержав русской дороги, раскололись(!), подвеск просела и крыло начало цеплять багажник. Если резинки расползутся окончательно, то ехать дальше я не смогу. Как мог, стянул верхнюю резинку парой стяжек. Подвеска стала жестче.
Когда выехали на асфальт, стало понятно, что держать скорость Жени (так зовут опоздавшего шоссейника), я не могу, и поэтому мы вместо доехали только до магазина и там распрощались - Женя очень хотел успеть закончить марафон вовремя. пожелали друг другу удачи и расстались.
Поев моложенного и попив очередной химический "чай", я занялся расчетами. По всему получалось, что на грейдере мы потеряли не меньше часа, и что теперь, чтобы успеть, нужно проехать 42 км (по GPS Жени - 53 км, что огорчало больше) за 2,5 часа. Для моего "выжатого" состояния это было чрезмерно, но я решил поробовать успеть.
После мороженки поехалось легче. Пока я ехал, в уме просчитывал, с какой средней скоростью надо ехать, чтобы доехать вовремя. По замыслу организаторов, нужно проехать 200 км за 13,5 часов со средней скоростью 14,8 км/ч. Но "фишка" в том, что марщрут, проложенный организаторами, уже был равен 205 км, да плюс несколько километров добавят погрешности карты, за плюс я ранее в одном месте немного заблудился, проехав лишние 3 км. В итоге получалось, что мне нужно проехать по GPS от 208 км (если бы мы действительно ехали 205 км) до 216 км (с учетов того, что по карте расстояние всегда немного меньше, чем в реальности). В итоге и правда набегало 50+ км за 2,5 часа.
Ну что делать? Надо ехать, выжимая из себя все и подключая к вращению те группы мышц, о существовании которых я и не догадывался ранее. Осваивать "круговое вращение педалей" на практике, так сказать. Старался ехать, переключаясь на высшую скорость при каждом удобном случае - так скорость была выше на 1-2 километра в час. Блие к финишу пошли подъемы и спуски - вот на спусках я разгонялся до 60 км/ч, чтобы накатом повыше заехать на вершину подъема и как можно меньше времени ехать на пониденной передаче.
Да! Я совсем забыл сказать, что я забыл смазать цепь перед выездом из дома, а маленькая дежурная масленка, которая всегда ездит со мной, кончилась еще во время смазывания цепи на 45-м километре. Я весь день ехал один и искал на обочине глазами бутылки из-под маста, которые водители выбрасывают, как только зальют масло в двигатель. Неэтичный, конечно, поступок, но это тема отдельного разговора. Те бутылки, которые мне попадались ранее, были без крышек, пустыми, дырявыми или со смесью масла и воды - эмульсией - на дне. А километров за 30 до финиша я все-таки нашел бутылку с маслом! Пятилитровая, с крышкой, свежая: на обширный стенках скопилось достаточно моторного масла, чтобы наполнить мою масленку и еще осталось, чтобы смазать цепь, поливая прямо из бутылки. Разумеется, после смазки цепи "крутить" стало легче!
Так вот, я просто летел и по моим расчетам я успевал на финиш сначала с получасовым запасом, потом - с двадцатиминутным, десятиминутным, и начал уже бояться не успеть. А как раз километра за три перед финишем - горка. Откуда силы взялись? В общем, я прилетел за 10 минут до окончания времени, не нашел организаторов, нашел там Евгения, не дозвонились организаторам, решили просто взять что-нибудь, чтобы получить чек со временем.
13:25 - мое время на этом трудном для меня марафоне. 212 километров! Я успел! Осталось только решить вопрос с организаторами, так как даже дозвониться с финиша им я не мог - по одному телефону отвечала женщина, не имеющая отношения к организаторам, а другой я сам перепутал и звонил не туда. Ну, фигле, голова после гонки не работает.
Выводы:ПодвескаБез задней подвески в марафоны лучше не соваться, а 22" переднее колесо даже без подвески вполне позволяет пройти 95% выбоин, не снижая скорости, а по остальным можно проехать, снизив скорость. Возможно, определенную роль в этом играет "S"-образная рама стальная "Самурая", которая немного демпфигрует кочки, воможно определенный вклад дает мягкий гамак сиденья, возможно - низкий центр тяжести и максимальная удаленность центра тяжести от переднего колеса. Единственно что, я бы поставил на перед очень короткоходную легкую 20" вилочку с ходом буквально 2-3 сантиметра, чтобы сгладить совсем уж жесткие удары о крупные неровности и обеспечить запас надежности сцеплеения колес на скоростных спусках, либо полноценную на 5 см, но с обязательной блокировкой, так как подвеска в подъемам сжирает усилия. Либо вообще колесо на 24 дюйма без подвески. Или вообще на 26 дюймов, так как накат 20-дюймового колеса на щербатом асфальте, которого было не меньше 50% всего маршрута - так себе. Это чувствуется, когда начинается хороший асфальт. Заднюю подвеску, для подъемов в гору, нужно делать с блокировкой и не пропускать цепь ниже маятника, так как подвеска довольно сильно "бьет" по педалям на неровностях, что говорит о неоптимальности челенджеподобной подвески.
ВесЕще, кроме подвесок с блокировками, нужно уменьшить общий вес аппарата. Я поднимал карбоновый шоссейный велосипед Евгения двумя пальцами: велосипед весит около 8 килограммов. Естественно, что накачанные "лоси"-шоссейнки на восьмикилограммовых велосипедах будут "лететь" в гору, по-сравнению с тобой. В общем вес лигерадов для езды по холмам надо снижать. Средняя скорость на этом марафоне - около 20 км/ч, а преимущество в аэродинамике, которо дает посадка лигерада, запросто теряется на подъемах.
ПередачиИз-за применения "горной" кассеты выяснилось, что между соседними звездами кассеты слишком большой перепад - дял сохранения скорости постоянно хочется "воткнуть" какую-нибудь среднюю звезду между ними, и это неудобно. Нужно ставить назад шоссейную кассету, а вперед для сохранения диапазона передач - "трипл" вместо "дабла", то есть трехзвездную систему вместо двухзвездной. Кстати, при колесе 26" с тонкой резиной передней звезды на 53 зуба на спусках не хватает.
Хочу поставить на "Самурая" назад колесо на 28". Это заодно смягчит работу подвески и улучшит накат.
Поломки1. Раскололись резинки подвески
2. На одном из спусков на скорости около 60 км/ч на крупной волне асфальта подвеска пробилась и что-то с хряском разлетелось на две части и разлетелось в стороны. Видел в зеркале. Что это было я не понял, пока не приехал на станцию. Я думал, что это окончательно разлетелась одна из резинок подвески или разлетелись стягивающие ее стяжки, но все оказалось гораздо интереснее. Приехав на финиш я увидел, что у меня не хватает заднего крыла!
Видимо, на большой волне подвеска пробилась, прижала крыло к багажнику и крыло сдвинулось вперед, а там я на него наехал задним колесом и крыло просто вырвало из своих креплений. Хорошо, что я не убрался на этом спуске!
ЗдоровьеЗа время марафона по жаркой погоде выпил 9-10 литров различных жидкостей и сожрал немеряно сладостей. Из-за жары ноги и шея сильно обгорели, а в районе торса наутро высыпала какая-то красная хрень, то ли диатез от сладкого, то ли рекция на "химию" в чае, то ли на пыльцу.
Итого:
212 км за 13:25, 1100 метров набора высоты, средняя скорость движения - 19,6 км/ч, общая средняя скорость - 15,8 км/ч. 233 км - это с "домашними" километрами.