Вообще книга весьма полезна. Я составил подборку цитат, но не ля того, чтобы «ткнуть носом автора». Я просто выражаю своё мнение, так как тоже имею некоторый опыт в конструировании и использовании веломобилей. Да и вообще, нам всем лучше не ссориться, а помогать друг-другу. Итак:
Цитата:
Кроме транспортировки грузов, веломобиль может выполнять и другие функции, такие, например, как вспашка, окучивание и другие спец. операции.
Очень хочу посмотреть на действующий образец (на видео или своими глазами).
Цитата:
Свой первый веломобиль автор изготовил в 1986 году. С тех пор на свет появилось около 15 конструкций, изготовленных лично автором или при его активном участии, которые прошли всесторонние испытания, в том числе в длительных многодневных поездках, что дало богатый материал для оценки различных конструкций, их недостатков и преимуществ.
Ну а я сделал уже более 20-ти машин, начиная с 2007-го года
Цитата:
Формула: Такая формула представляет собой конструктивные особенности веломобиля, выраженные в знаковом ряде, каждая цифра или буква которого обозначают вполне конкретную конструктивную особенность его устройства. Конструкцию веломобиля можно выразить одинадцатизначным числом с трёхбуквенным индексом:
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11 - ФИ-(а…я)
На первое место ставится сфера применения.
1. суша;
2. снежный покров;
3. лёд
4. передвижение по поверхности воды;
5. подводное передвижение;
6. рельсовые и монорельсовые дороги;
7. воздушная среда (аппараты легче воздуха);
8. воздушная среда (аппараты тяжелее воздуха);
9. смешанное использование.
Лишняя головная боль, также как и классификация. Какой в этом смысл? Выглядеть круто?
Цитата:
В 1977 году в честь юбилея королевы Елизаветы 11 в Англии состоялись гонки на гидроциклах, которые стали ежегодными. В этом же году Б. Аллен на велопланере "Паутинный Кондор" взял приз Кремера в 50000 фунтов стерлингов.
Не думаю, что «Кондор» был планером. Это был мускульный самолёт. Планер по тому и планер, что не имеет двигателя и его нужно буксировать. Кроме того, планер активно исопльзует восходящие потоки, чего Аллен не делал из-за того, что летел слишком низко.
Цитата:
"Велокар" имел кресло с большим наклоном спинки и обтекаемый кузов.
Первый «Велокар» Моше не имел кузова.
Цитата:
Вероятно по причине увеличения длинны двухместные одноколейные велокары не встречаются, в отличии от велосипедов-тандемов.
На этом форуме есть целая тема про лигерады-тандемы!
Цитата:
При втором способе, для повышения устойчивости велокара, используют гироскоп (маховик). Использование гироскопа при движении по любым дорогам позволяет сохранять вертикальное положение велокара. Кроме того, гироскоп можно использовать для накопления энергии и сглаживания изменения нагрузки. Однако, при движении на повороте, гироскоп будет мешать наклону велокара, что приведёт к возрастанию боковой нагрузки на колёсах. Кроме этого усложняется конструкция велокара.
И сколько таких машин построено?
Цитата:
Переднее колесо ведущее и управляющее, узел привода расположен впереди управляющего колеса. Этот вариант обеспечивает почти равную загрузку колёс, короткий привод и небольшую длину. Короткая рама и небольшой вес конструкции, сравнимый с весом велосипеда, позволяют считать этот вариант перспективным для спортивных, скоростных экипажей, предназначенных для движения по ровным дорогам с некрутыми поворотами, так как малая база делает этот вариант чувствительным к неровностям дороги. Недостатком этого варианта является то, что сложно уменьшить высоту ЦТ. Кроме того, на переднем колесе, при педалировании, возникают переменные боковые нагрузки, что затрудняет управление велокаром, чувствительным к управлению из-за малой базы.
Что-то как-то не сходится «переменные боковые нагрузки на переднем колесе» с «позволяют считать этот вариант перспективным для спортивных, скоростных экипажей».
И у Мазурчака на «Велотроне» ЦТ как раз весьма низкий.
Цитата:
Заднее колесо ведущее, переднее управляющее, узел привода расположен впереди управляющего колеса. Недостатком данного варианта является то, что цепь должна проходить выше управляющего колеса. Из-за этого переднее колесо приходится брать малого диаметра. Велокар по данному варианту очень чувствителен к управлению и неровностям дороги из-за малой базы и рекомендуется людям с хорошей координацией движений.
• езда на трёхколёсном велокаре не требует никакой подготовки водителя, так как на всех режимах движения трёхколёсный велокар достаточно устойчив и водителю нет необходимости сосредотачивать внимание и затрачивать энергию на поддержание равновесия;
• трёхколёсная конструкция велокара позволяет перевозить достаточно большие грузы, что особенно ценно в туристических поездках;
• трёхколёсная конструкция велокара, несмотря на большие, чем у двухколёсной схемы, габариты, позволяет осуществлять быструю разборку или складывание рамы велокара при его хранении;
• трёхколёсная схема позволяет разрабатывать как одноместные, так и многоместные конструкции;
• трёхколёсный велокар может не иметь мягкой подвески колёс, так как три колеса на любой поверхности не теряют контакт с поверхностью дороги;
Лично я перевозил на своём лигераде до 40-ка кг (20 кг в походе) груза, при чём посадка у меня, судя по вашим классификациям, чисто гоночная.
Что мешает сделать разборной 2-х колёсную машину?
Опять же – 2-х колёсники бывают многоместными.
У 2-х колёсной машины тоже все 2 колеса всегда стоят на дороге : )
Цитата:
Мягкое кресло, как прямая противоположность жёсткому, обеспечивает комфорт, но не обеспечивает достаточного упора при педалировании, что приводит к потери мощности и уменьшению энергоотдачи.
Автор не знает о контактных педалях (я ещё не раз это повторю)
Цитата:
Кресло велокара состоит из сиденья и спинки. Кроме этого сиденье имеет устройство для крепления кресла к раме велокара.
Моё кресло цельное, и с подголовником, как и большинство фирменных кресел для HPV.
Цитата:
Угол подъёма передней части сиденья выбирается в пределах 10 О - 15О. При большем угле передняя кромка сиденья будет пережимать мышцы при педалировании, а при меньшем угле тело будет сползать вперёд из-за наклона спинки, что скажется на комфортабельности.
А это зависит от высоты каретки относительно сидения
Цитата:
Спинка кресла служит для опоры спины и воспринимает основные нагрузки при педалировании. Это обстоятельство требует усиления спинки, а иногда и специальной его формы. Некоторые конструкторы делают ошибку, изготавливая кресло с плавным переходом от сиденья к спинке.
Так делают все буржуи...
Автор не знает о контактных педалях
Цитата:
Жёсткое анатомическое кресло больше подходит для велокаров, предназначенных для скоростных кратковременных заездов. Такое кресло должно обеспечивать максимальный контакт сиденья и спинки с телом человека, поэтому оно изготавливается индивидуально и не может быть полноценно использовано другим человеком. Желающим изготовить спортивный велокар можно порекомендовать конструкцию жёсткого кресла, разработанную инженером из Полтавы В. Мазурчаком. Описание изготовления этого кресла даётся в журнале "Моделист - конструктор" за 1987 год.
Кресло Мазурчака это что-то вроде бесплатного выбромассажёра, после которого болят все кости.
Цитата:
Чаще всего для этой цели используется поролон. Однако этот материал имеет один существенны недостаток: при длительном давлении на него, он сжимается до предела и становится таким твёрдым, что создаётся впечатление, будто сидишь на самой фанере. Поэтому лучше для оклеивания фанеры использовать пенополиуретан или пенорезину.
А про МЕБЕЛЬНЫЙ поролон ни слова. Он как раз и отличается тем, что приспособлен для того, чтобы на нём сидели. Продаётся в контрах по перетяжке мебели.
Цитата:
Мягкое кресло типа "шезлонг" довольно комфортабельно, но не обеспечивает достаточной энергоотдачи, поэтому может использоваться только на развлекательных велокарах, предназначенных для передвижения по ровным дорогам.
При использовании контактных педалей это кресло можно полноценно использовать.
Цитата:
Кресло велокара для туризма должно обеспечивать удобную посадку и возможность изменения позы во время длительных поездок, некоторую податливость и упругость для уменьшения влияния на тело толчков и вибраций при движении по плохим дорогам, достаточный упор для обеспечения усилия педалирования при движении на подъём, возможность изменения габаритов для перевозки поездом или самолётом. Всем этим требованиям удовлетворяет полужёсткое псевдоанатомическое кресло.
Лично у меня за всё время велопоходов ни разу не возникало желания сменить позу или угол наклона кресла. Если такие желания возникают – значит кресло не удобное.
Цитата:
Такое кресло имеет каркас из труб, обтянутый ремнями из прочной ткани, которые обладают определённой податливостью и упругостью, хорошо смягчая толчки, а при определённом растяжении становятся жёсткими и обеспечивают хороший упор, необходимый для педалирования на подъёме.
Ремни полностью передают всю вибрацию на спину, кроме того, могут натирать и надавливать шишки. На самом деле ремни скорее жесткие, чем мягкие.
Цитата:
Второй и третий способы предпочтительней, особенно для туристических велокаров, так как позволяют регулировать угол наклона спинки кресла по отношению к сиденью, при условии их шарнирного соединения.
Уже писал – не понимаю зачем менять угол в походе.
Цитата:
ОТР - одно трубная рама. Это самая простая, но не самая надёжная в эксплуатации рама, так как нагрузки, которые на неё действуют при педалировании и движении по неровным дорогам, достаточно большие.
Но эта рама используется почти всеми производетялеми.
Цитата:
Для изготовления рам желательно применять трубы прямоугольного профиля с толщиной стенок не менее миллиметра, но и не более 2 миллиметров.
Трубы прямоугольного профиля обладают большим сопротивлением изгибу чем трубы круглые. Кроме того, они более технологичны при соединении.
При одинаковом диаметре и толщине стенки вес круглой трубы меньше, кроме того она лучше держит нагрузки на скручивание.
Цитата:
При конструировании подвески колёс грузового и туристического велокаров, необходимо учитывать, что при увеличении веса груза (багажа), нагрузка на пружины подвески колёс будет возрастать. Это заставляет рассчитывать их с большим запасом жёсткости, что ухудшает комфортность велокара при движении без груза. По этой причине на таких велокарах рациональнее устанавливать колёса на отдельной площадке, предназначенной для груза, а уже эту площадку соединять шарнирно с основной частью рамы и подпружинивать.
А ещё можно сделать регулировки рычага пружин.
Цитата:
Это может быть обычный велосипедный руль или баранка, по типу автомобильной
Баранки ставят только на чудищах из 80-х…
Цитата:
Круговое движение привода - это движение по окружности, которое осуществляют педали велосипеда. Хорошо отработанное и имеющее высокий КПД у профессионалов, оно недостаточно эффективно у любителей, не обладающих техникой кругового педалирования. Это происходит из-за того, что, при круговом движении привода есть "мёртвые точки" и эффективно используется только часть траектории движения педали.
Цитата:
КПД этого привода можно повысить, применив овальную (эллипсную) звёздочку, благодаря которой намного легче проходить "мёртвые точки". На рисунке показано, как, по отношению к верхней ветви цепи, должны располагаться малый и большой диаметры эллипса, чтобы нога легко проходила верхнюю мёртвую точку. Для веломобилиста-любителя, не обладающего навыками кругового педалирования, применение эллипсной звёздочки может дать 15-20% выигрыша мощности.
Я общался с людьми, которые использовали разные приводы, даже академическую греблю. Все говорят, что в релаьных поездках скорость машин в разными риводами почти не отличается.
Это по тому, что мощность человека ограничена не силой его ног или рук, а возможностями всего организма. Чем больше мышц участвую в работе – тем больше нужно кислорода да и вообще всего. Короче говоря, можно потратить свою энергию разными способами (приводами), но её количество от этого не изменяется.
Цитата:
Ещё одним недостатком этого привода является сложность переключения передач, которое невозможно сделать самостоятельно.
При наличии оборудования – вполне реально.
Цитата:
По техническим требованиям веломобиль должен быть оборудован не менее чем тремя тормозными системами.
Теперь вспомнили технические требования… А когда рассказывали о системах управления, то не сказали, что в тех же требованиях сказано, что веломобиль должен управляться ДВУМЯ РУКАМИ.
Цитата:
При этом диаметр колеса будет равен 406 + (40 х 2) = 486 мм.
Запускаю конвертор, чтобы понять, сколько это в дюймах…
Цитата:
Для скоростных веломобилей лучшими являются колёса с однотрубками, например 32х622 мм.
Почему-то рекордный стримлайнер «Варна» имеет колёса меньшего диамтера, также, как и «Вектор», кстати.
Цитата:
Спицы в местах перекрещивания обматываются тонкой проволокой и пропаиваются;
Жесть…
Цитата:
Ясно видно, что максимальное усилие развивается в направлении близком к линии, перпендикулярной к спинке кресла в районе таза, так как давление на педаль сопровождается таким же по величине, но направленным в сторону спинки кресла давлением.
Однако, с физиологической точки зрения, при длительных поездках выгодно, чтобы угол между направлением усилия и линией спины составлял около 110 градусов, так как при этом меньше поднимается бедро, уменьшается сжимание брюшной полости и снижается утомляемость.
Зато если отклонить спинку назад, то и брюхо не зажато, и ехать удобно, и аэродинамика отличная. И всё это нужно не только для рекордов, но и для длительных поездок!
Цитата:
Если мы желаем получить максимальную энергетическую отдачу, то нам необходимо подключить к приводу ещё и руки.
Уже писал – это даёт эффект только кратковременно, на подобие форсажа, но в итоге человек выдыхается быстрее.
Цитата:
Для того, чтобы при большом боковом угле наклона не произошло опрокидывания, необходимо обеспечить условие скольжения, а не опрокидывания веломобиля, которое определяется величиной коэффициента скольжения. Наибольший коэффициент скольжения колёс будет по сухому чистому асфальту и составит ? = 0,9. Следовательно, при условии, что ? < tg Q, можно подсчитать, что К/2h > 0,9, то есть колея веломобиля больше высоты ЦТ в два раза.
Следует заметить, что многие конструкторы, рассчитывая на использование веломобиля по хорошим дорогам и возможность изменения положения ЦТ наклоном тела, условия статического равновесия выдерживают не всегда.
Вот именно, все серийные веломобили, по этой формуле, не достаточно устойчивы.
Цитата:
Сила сопротивления качению колёс (Fк) зависит от веса веломобиля, радиуса колеса и коэффициента трения качения.
При статической радиальной нагрузке шина колеса деформируется на величину h, образуя пятно контакта овальной формы с размерами 2a x 2b. При скоростном перекатывании колеса, перед пятном контакта образуется область вязкоупругих деформаций D, что приводит к смещению пятна контакта вперёд на величину fк, что приводит к возникновению реакции Nк, препятствующей перекатыванию колеса. Величину смещения пятна контакта fк в первом приближении можно рассматривать в качестве эквивалента коэффициента трения качения.
Величина пятна контакта, области деформаций и смещения fк зависят от давления в шинах.
Ни слова о ширине покрышки. Но вообще очень полезная информация.
Цитата:
Подобным образом ведёт себя и дорожное покрытие, деформация которого зависит от его твёрдости. Бегущая впереди колеса волна деформаций создаёт эффект наезда на препятствие, образуя силу сопротивления, которая увеличивает значение коэффициента трения качения fк.
И конкретно на сколько деформируется асфальт при температуре 20 градусов и весе на колесе 50 кг?
Цитата:
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что силу сопротивления качению можно снизить следующими способами:
1. уменьшение веса веломобиля;
2. увеличение диаметра колеса;
3. увеличение давления в шинах, что уменьшит её демпфирующие свойства, следовательно потребует мягкой подвески;
4. улучшения дорожного покрытия.
Опять ни слова о ширине покрышки (а по плохим дорогам горный велосипед едет лучше, чем шоссер).
Цитата:
При отрыве потока за веломобилем образуется область пониженного давления, в которую подсасывается воздух из окружающего объёма, что приводит к образованию вихрей.
3. установить небольшой обтекатель для ног, так как движущиеся ноги возмущают набегающий поток воздуха, превращая его в турбулентный, который плохо обтекает тело;
5. Установка жёсткого закрытого обтекаемого корпуса, решающего в комплексе все проблемы.
• Веломобили туристические - отклонение спинки от вертикали 30-45 градусов, высота сиденья 25-30 см, педаль в нижнем положении на уровне сиденья или чуть ниже.
Вихри образуются не только за сами веломобилем, но и за каждым его элементом, который находится в открытом потоке.
Цитата:
Этап пятый. Прочерчиваем раму, рассчитываем нагрузки на неё, чтобы определить сечения труб для рамы.
Ещё моно сделать 3-Д модель
Цитата:
На этих веломобилях мы провели свои первые пробеги, сначала по городу Николаеву, а затем и в город Херсон.
А сейчас вы где находитесь? Просто я в 70-ти км от Херсона, а недавно проезжал из Одессы домой, и был в Николаеве. Могли бы встретиться и пообщаться лично.
Цитата:
К сожалению не все конструкции, которые были разработаны как лично мной, так и под моим руководством в школе и в клубе, были сохранены в фотоматериалах.
Желаю всем таких же и даже больших успехов в таком интересном деле.
Есть ли ещё кто-нибудь из веломобилистов в Николаеве?