МК 1972 №9
ЧУДО-ВЕЛОСИПЕД ...Однажды мимо дома, в котором расположена наша редакция, ехал пожилой человек на весьма странном велосипеде — с колесиками от детского самоката. Передняя вилка у этой машины была сзади, а педали и цепная передача — наоборот, спереди. При более внимательном рассмотрении оказалось что вся рама этой машины сделана... из вилок! Старых вилок разных велосипедов! Тем не менее велосипедист ехал с весьма приличной скоростью, и любопытные мальчишки, пытавшиеся его сопровождать, очень быстро отстали. А через несколько минут мы знакомились: конструктор этого велосипеда Сергей Иванович Горшков приехал к нам в редакцию специально для того, чтобы показать свою новую машину. Он придумал ей забавное название: «Быстроног». — Ну что ж, «Быстроног» так «Быстроног», — сказали мы. Давайте попробуем! Машина оказалась очень удобной и легкой на ходу. Нам даже показалось вдруг, что все обычные, если можно так выразиться нормальные велосипеды сконструированы неправильно, нерационально, даже расточительно: ведь на каждый нормальный велосипед расходуется в полтора раза больше металла, чем требуется для изготовления одного «Быстронога»! Но мы не собираемся навязывать своего мнения читателям: пусть выводы сделает самостоятельно каждый, кто задумает построить для себя «Быстроног»!
На рисунке 1 — «Быстроног» рядом с обычным дорожным велосипедом. Сравнение убедительное: «Быстроног» может свободно поместиться в кабине лифта, его можно перевозить в такси, в метро и т. д. (выполнив раму разъемной, как показано на чертеже, — и в туристском рюкзаке!). Но не только малые габариты и вес являются достоинствами «Быстронога»: по сравнению c обычным велосипедом он имеет лучшую управляемость, так как переднее колесо машины контролируется не только руками, но и ногами водителя. Это особенно ощутимо при езде по пересеченной местности. Kатание на обычных велосипедах в известной мере способствует искривлению позвоночника и приобретению сутулости, что особенно опасно для детей и подростков; езда на «Быстроноге» — за счет прямой посадки — способствует выработке правильной осанки. Она менее утомительна благодаря возможности достать ногой до земли, не наклоняя машину; это особенно ценно для начинающих и людей c недостаточно развитым чувством равновесия, a также для инвалидов. Раму для «Быстронога» проще всего изготовить из деталей старых, пришедших в негодность велосипедов. Их всегда можно найти в металлоломе — юные техники хорошо это знают. Но для этой цели пригодны также тонкостенные стальные трубки, из которых в соответствии с чертежам можно сварить или спаять медью раму и вилки «Быстронога». Втулки, цепи, звездочки приобретаются в магазинах мотоциклетных деталей. Колеса от детских самокатов также бывают в продаже, но если их не окажется, ради создания такой интересной машины, как «Быстроног», имеет смысл приобрести даже новый самокат, тем более что часть его деталей пойдет на изготовление рамы «Быстронога».
На рисунке 2 показана очень интересная конструкция втулки, разработанная C. И. Горшковым и позволяющая создать микровелосипед без цепной передачи: дифференциальная систeма шестерен, помеидающаяся внутри втулки, приводит во вращение переднее колесо велосипеда непосредственно от педалей, которыe в этом случаe могут быть сделаны намного больше обычных. A это, в свою очередь, заметно облегчает езду. C. И. Горшков надеется, что сконструированные им велосипеды найдут широкое применение в народном хозяйстве — для почтальонов, контролеров на обширных заводских территориях, врачебно-физкультурных диспансерах и т. д. Счастливого пути тебе, «Быстроног»! Итак, «изобретение велосипеда» продолжается. Свидетельство тому — и рассказ o новый конструкциям C. И. Горшкова, который вы только что прочли, и наши предыдущие публикации (велосипед c ручным приводом Л. A. Дутова), и материалы, которые ныне ждут своей очереди: велосипед c карданной передачей, дорожный велосипед с ручным приводом. A сколько еще усовершенствований можно внести в эту, казалось бы, несложную машину! Мягкая подвеска заднего колеса, применение современных материалов, изменение конфигурации руля, наконец, усовершенствование электрооборудования — это лишь часть тем, над которыми стоит поработать. Есть и другие идеи! Пишите нам о них: пусть «изобретение велосипеда» продолжается!
Рис. 1. Сравнительные габаритные размеры «Быстронога» и обычного дорожного велосипеда.
ПРИВОДИМ ТЕХНИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭТОЙ МАШИНЫ (Рядом для сравнения дана характеристика обычного дорожного велосипеда):
«Быстроног» Велосипед База (расстояние между центрами колес) 900 1200 Вес в кг (без принадпежностей) 12 18 Размер шин 12 1/2 х 2 1/4 28 х 1 3/4
Рис. 2. Конструкция ведущей втулки (редуктора): 1 - ось педалей, 2 - неподвижная шестерня, 3 - шарикоподшипники планетарной шестерни, 4 - шестерня, 5 - сателлитная шестерня, б - обойма, 7 - промежуточная втулка, 8 - подшипник, 9 - роликовый подшипник, 10 - сателлитная шестерня, 11- корпус левый, 12 - ступица, 13 - наружная обойма шарикоподшипника редуктора, 14 - шарикоподшипник механизма свободного хода, 15 - запорный конус, 16 - перо вилки, 17 - муфта.
Вложения: |
|
|