Форум о веломобилях и лигерадах
http://velomobile.org/forum/

Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной кареткой
http://velomobile.org/forum/viewtopic.php?f=92&t=4512
Страница 1 из 9

Автор:  hof [ Ср мар 31 2010 18:03 ]
Заголовок сообщения:  Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной кареткой

101_0010.jpg
fwd_version1.gif

1. Что такое лигерад с подвижной кареткой?
Определение: Лигерад с подвижной кареткой - это двухколесный "лежачий" велосипед с приводом на переднее колесо, у которого педальная каретка при повороте смещается вместе с передним колесом.


2. Немного предыстории
Переднеприводные лигерады с так называемым "прямым приводом", при котором используется велосипедная цепь стандартной длины, от заднеприводных вариантов и передних приводов типа "Zox" (с неподвижной кареткой и промежуточными роликами) выгодно отличаются тем, что в приводе отсутствуют элементы, снижающие КПД передачи и вызывающие излишнее трение и потери - это и отжимающие ролики, и трубки, которые надеваются на цепь. Передний привод с прямой передачей называется еще приводом с подвижной кареткой - MBB по-английски (Moving Bottom Bracket).

Наибольшее распространение переднеприводные лигерады получили, почему-то во Франции. Америка, а тем более Голландия не очень любит подвижные каретки, особенно с наклоном рулевой колонки в 55 градусов от горизонта. А во Франции просто пищат от угла рулевой в 55 - только я знаю около 20-30 построенных в стране лягушатников моделей.

Утром я наткнулся на хорошее обсуждение на сайте французов обобщенной методики строительства переднеприводных лигерадов с подвижной кареткой (так называемых MBB - "Moving Bottom Bracket"). Переднеприводники вообще в большом почете у французов - высокие и низкие, с большими колесами, с маленькими колесами, с разными колесами, с закрытыми и отрытыми рамами - очень много вариантов. И я все удивлялся - почему америкосы не обсуждают так же бурно переднеприводники, скажем на форуме http://www.bentrideronline.com/essageboard/ или на сайте WISIL? И я так понимаю, что проблема может быть в языковом барьере, хотя цифры по обоим сторонам Атлантического океана одинаковые, но буквы и те же определения - до чертиков разные. Как вам название нашего трейла - "охота" у французов? А "плесень"? :) Что это означает? А, я и сам не помню... Ну да не суть.

В общем, наткнулся я на вот эту тему на сайте французов и тупо не вкурил половину слов. Потому и не стал делать далеко идущие выводы. Но потом забрел уже вот в эту темку, и нашел американский перевод темы. Его мне легче перевести. Итак:


3. Рисуем геометрию лигерада с ПК:
1) Измерьте свой "инсим". Это так называемое расстояние от пяток до промежности. Для этого возьмите большую толстую книгу, встаньте вплотную к косяку и держа ее перпендикулярно косяку, сделайте на косяке метку напротив верхней части просвета. Стопы при этом должны быть на расстоянии 20 см друг от друга.

2) Определитесь с размером переднего колеса...

3) ...и углом рулевой колонки. Угол 55 градусов выглядит предпочтительнее, как и трейл от 8 до 12 сантиметров.
Можно выбрать и угол в 60 градусов, но при этом каретка должна быть на уровне сиденья, или ниже его.

4) Выберите высоту сиденья, измеряя ее по нижней части ложкообразных сидений (типа, как на Optima), либо по средней части плоских сидений. Высота от 40 до 47 сантиметров хорошо подходит к колесам 559 и 620. С более низким сиденьем придется ставить колеса меньшего размера.

5) постарайтесь придвинуть сиденье как можно ближе к оси рулевой колонки, оставив необходимый просвет

6) проведите дугу радиусом размером с длину вашего "инсима" (или на 2-3 см короче) с центром в точке низа сиденья - на этой дуге будет располагаться каретка. Никогда не ставьте каретку на большем расстоянии, чем Ваш "инсим"!

7) расположите на этой дуге каретку таким образом, что линия, проведенная от низа виденья до каретки образует открытый вперед угол максимум в 66 градусов (65 градусов по чертежам Томаса Трейлора, и 60 градусов у Laurent Dechene) с углом оси рулевой колонки. Известно, что чем больше угол закрыт (чем больше высота сиденья и ниже каретка), тем меньше подруливание от педалей, и тем более велосипед стабилен.

295_8c40fc6fe63650dce1ba15136d60e2e7.gif

8) Когда это сделано, проверьте, чтобы пятки не цепляли землю (минимальная высота каретки = длина шатуна + расстояние от замка педали до пятки туфли + 2 см запаса), или переключатель во время педалирования (минимальное расстояние от каретки до оси переднего колеса - 39 см), иначе поднимите каретку по радиусу (шаг 6). Высота каретки на этих велосипедах обычно от 0 до 20 см выше сиденья (только нужно помнить про угол в 60-65 градусов - для угла рулевой в 60 градусов - подъем каретки равен нулю, при угле 55 градусов, каретку можно поднять на 10-20 см).

9) нарисуйте преднюю раму - две тонкие "V"-образные вилки будут эффективнее одной толстой из-за того, что на большинстве безподвесочных жестких рам арка, идущая от каретки к короне вилки очень сильно нагружена и постоянно испытывает стрессы. Нужно стремиться сделать переднюю раму легкой, чтобы избежать "заваливания" колеса. Ширина короны вилки в 7 см выглядит достаточно приемлимо, более широкая же просто не поместится между ног. В то же время, у каждого пользователя своя кривизна ног и поэтому более точные измерения нужно проводить на месте. В случае чего можно увеличить Q-фактор проставками под педали. Меряйте просвет между короной и ногами, с ногами, стоящими на педалях. Обратите внимание на тормоза - из-за небольшого расстояния между ногами тормоза иногда приходится ставить в довольно необычном месте.

10) определитесь с углом наклона сиденья к горизонтали - от 25 (для аэродинамики) до 45 (для езды в гору) и следите за углом оптимальным углом между уже спинкой сиденья и направлением низ сиденья - каретка. Может понадобиться смещение каретки. Обычно угол около 135 градусов настроен для долгой расслабленной езды, 125 - для силового педалирования, а 145 градусов - для оптимальной аэродинамики.

11) Нарисуйте заднюю раму в зависимости от размера колеса. Держите в голове высоту сиденья - от него будет зависеть база. Обычно на таких аппратах база больше высоты сиденья от в 2,5 (минимум) до 3,2 раз (обычно) (можно немного меньше, если сиденье пилота сильно наклонено). Делается это для того, чтобы сохранить 55-60% нагрузки на переднее колесо, чтобы исключить его проскальзывание при движении в гору. У лоурейсеров изначально будет длинная база.
12) Выберите руль - хомяк или супермэн (аэоробар).
13) когда основная геометрия рамы нарисована и выбран либо "U"-руль (как его еще называют - аэробар, супермэн), либо аэробар шириной 46 см от шоссейного велосипеда с обрезанными ручками.

Недостатком "U"-образного руля является то, что:
- чтобы он обошел ноги спереди, его нужно делать большого размера, и крепить где-то посередине переднего треугольника,
- из-за своей длины он должен быть жестким;
- и поэтому тяжелым.


На переднеприводных лигерадах с подвижной кареткой для уменьшения эффекта "заваливания" нужно стараться максимально облегчить передний треугольник, а, особенно ту его часть, что находится перед (над) линией оси рулевой колонки. Так вот длинный "U"-образный руль располагается в основном за осью рулевой и своим весом помогает дестабилизировать аппарат. Для решения этой проблемы французы рекомендуют ставить коротенький руль, типа шоссейного шириной 46 см с обрезанными ручками, и располагать его на коротком выносе в районе оси рулевой.

Вот примеры удачных моделей MBB лигерадов, о которых уже рассказывалось на нашем форуме:
http://velomobile.org/forum/viewtopic.php?f=47&t=4515
http://velomobile.org/forum/viewtopic.php?f=47&t=4514
http://velomobile.org/forum/viewtopic.php?f=47&t=3669&hilit=Zockra


4. Управляемость лигерадов с подвижной кареткой
Переднеприводные лигерады с подвижной кареткой, как и "Питоны" требуют определенного навыка в управлении. Научиться на них ездить можно примерно на третий день. Почувствовать полную гармонию и слияние с конструкцией в одно целое - через определенное раастояние, около 1000 километров плюс-минус в зависимости от способностей водителя.

Если вектор усилия, при нажатии на педаль, будет направлен строго вперед, параллельно раме, то это вызовет смещение педали в сторону противоположную стороне давящей ноги, то есть - давите правой ногой, каретка смещается влево. Приходится смещение останавливать рулем. В итоге, если вы будете продолжать давить "классически" прямо, то в конце поездки у вас будут свежие ноги, но болящие руки, плечи и лопатки. Ноги сильнее рук, поэтому руки будут болеть обязательно. Чтобы этого не происходило, нужно давить не строго прямо, а немного "наружу". Тогда спустя какое-то время вы сможете ездить на переднеприводных аппаратах без использования руля.
scan_td lateral2.gif

Автор:  hof [ Ср апр 07 2010 14:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной кареткой

обновил информацию

Автор:  bandanschik [ Чт апр 08 2010 00:21 ]
Заголовок сообщения:  [Удалено]

СообщениеСообщение было удалено | удалил: hof | Чт апр 08 2010 00:42.

Автор:  hof [ Пт апр 09 2010 17:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

а здесь лежит теория об управляемости переднеприводного лигерада, пока только по-английски:
http://velomobile.org/forum/viewtopic.php?f=10&t=4535

Автор:  Shuriken [ Пт апр 09 2010 23:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

Не очень понял, что ты пытался донести. Мне кажется, надо плясать от моментов оносительно оси рулевой колонки и плечей и величин действующих сил этих моментов. Их надо на картинке расписывать. А действующие сиды - соответсвенно будут проекциями реальных сил на систему координат относительно оси рулевой колонки!
Надо а) минимальные проекции и б) минимальные плечи, раз уж сами реальные силы уменьшить нельзя.

Автор:  hof [ Сб апр 10 2010 00:26 ]
Заголовок сообщения:  [Удалено]

СообщениеСообщение было удалено | удалил: hof | Сб апр 10 2010 00:26.

Автор:  hof [ Пн май 31 2010 11:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

За последние полгода на сайте французов http://velorizontal.bbfr.net, как я заметил, появилась тенденция ставить на переднеприводные лигерады колеса максимально большого диаметра, вплоть до комбинаций 26" спереди и 28 сзади и 28" и там, и там. Связано это с желанием снизить сопротивление качению и увеличить, так сказать, проходимость.

Вот примеры конструкций:
1. Akuna - переднеприводный лигерад с закрытой пространственной рамой. аппарат находится на стадии проектирования, но колеса уже планируются 26 спереди и 28 сзади. На сайте Bentrideronline.com есть своя, англоязычная, версия обсуждения этого аппарата. Для тех, кто лучше знает английский, чем французский, читать будет легче на американском сайте. Угол рулевой 55 градусов, трейл 16 см.

2. Peregrine F - большеколесная версия по типу "Zockra Amann Special" с открытой рамой, только колеса размером 26 и 28 дюймов.

Есть еще одна конструкция, в процессе обсуждения которых народ переделал свои чертежи с передних колес размерностью 451 на колеса 507 и 622 мм.

Akuna на стапеле:

Вложения:
EIO_akyna_process_30.JPG

Автор:  Одноволиков Сергей [ Пн май 31 2010 17:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

А какой на фотке классный стапель. Перенеси фото в стапели. Будет полезно

Автор:  Vilk [ Пн май 31 2010 18:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

А кто реально на таком ездил? Мне нравится концепция, но вот пара моментов: как сильно его уводит в сторону при педалировании, насколько больше радиус разворота? У меня широкая каретка, и я чувствую увод даже на заднем приводе, теоретически на переднем должно уводить еще больше.

Автор:  Одноволиков Сергей [ Вт июн 01 2010 23:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

Я пытался проехать на велике Ватина. Не получилось. Тем не менее начал строить с такой кареткой (на мотив Зокры). Вот когда сделаю, тогда и буду давать советы и впечатления.
Мотив постройки именно по такой схеме. Ну очень привлекает лаконичность такой схемы. Да и видео про Зокру убедительно. Будь что будет. По крайней мере у меня свой сварочный. Переделаю если разочаруюсь..

Автор:  Shuriken [ Чт июн 03 2010 09:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

На нём не сразу поедешь, это надо учиться.

Автор:  hof [ Чт июн 03 2010 10:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

ну и что?
просто на переднеприводнике нужно более точно управлять движением ноги

нужно следить за боковыми мышцами - на жесткой каретке можно за боковыми мышцами не следить, а на переднеприводнике - обязательно надо

при правильно построенном лигераде с подвижной кареткой обучение езде и управлению будет иметь результат, хотя потребуется определенное время на обучение - порядка 1000 км

Автор:  Shuriken [ Сб ноя 20 2010 00:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

hof писал(а):
1. Akuna - переднеприводный лигерад с закрытой пространственной рамой.

Кстати! У неё верхняя труба симметрична и идёт НАД головой? А не по плечу, как у Нестюрина?
Изображение

Автор:  hof [ Сб ноя 20 2010 04:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

Труба идет на уровне плеча и огибает шею.

Автор:  hof [ Пт июл 08 2011 11:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

Кстати, вот еще схемка с парой размеров:
fwd_version1.gif

Автор:  Sofabike [ Пн июл 11 2011 23:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

Одноволиков Сергей писал(а):
Я пытался проехать на велике Ватина. Не получилось. Тем не менее начал строить с такой кареткой (на мотив Зокры). Вот когда сделаю, тогда и буду давать советы и впечатления.
Мотив постройки именно по такой схеме. Ну очень привлекает лаконичность такой схемы. Да и видео про Зокру убедительно. Будь что будет. По крайней мере у меня свой сварочный. Переделаю если разочаруюсь..


Ребятишки,
я на 3 колесном "Мазурчаке" катался более 2 лет,до этого как то в голову не приходило что можно на 2 колесах ездитьПотом мой друг Бронюс порезал свой неудавшийся 3 колесныи 3 местный веломобиль с передним приводом и подвижной кареткой.
В течении часа, я доварил заднее колесо и тутже поехал по дворе кататься.
Первые впечатления: по кругу ехатъ легче чем по прямой.
В течении недели тренировался практиковался на закрытой набережной. Так как график дежурств был через день то на это ушло ~3 дня.

Моему другу Брониусу подвижная каретка непонравилась.

А я теперь нашел новое применение. Руки на подвижной каретке не нужны. Поэтому мне очень просто держать видео камеру в руках
http://youtu.be/p-rjPQFa8xM
Видео в верху. Камера большая и тяжелая :doh:
По тени сможете определить примерный размер камеры

Автор:  Yakov [ Вт июл 12 2011 00:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

Sofabike писал(а):
Камера большая и тяжелая

Советская? :D

Автор:  Sofabike [ Ср июл 13 2011 01:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной каретк

Yakov писал(а):
Sofabike писал(а):
Камера большая и тяжелая

Советская? :D

Камера с подводным объективом сделана в Японии. SanyoHD1010 Fish-Lense DCL-20.
Подводный объектив рашыряет угол зрения :roll:
http://youtu.be/JJFQjh4cnxI
Кино вверху Жми Туда :violin:

Автор:  All-exx [ Пн май 21 2012 01:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной кареткой

прошу прощения за возможно не адекватный вопрос: а нельзя ли зделать лигерад с передним приводом ФИКСИРОВАННОГО переднего колеса, совершая поворот задним колесом? Управление наверное необычное... Нету ли на лигераде воблинга. За ранее спс за ответ.

Автор:  hof [ Пн май 21 2012 01:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Руководство: переднеприводный лигерад с подвижной кареткой

С этим вам сюда:
http://velomobile.org/forum/viewtopic.php?f=92&t=4579&hilit=%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BA

Страница 1 из 9 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/