Форум о веломобилях и лигерадах
https://www.velomobile.org:443/forum/

Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.
https://www.velomobile.org:443/forum/viewtopic.php?f=92&t=15018
Страница 1 из 2

Автор:  Balor [ Вт сен 05 2017 14:29 ]
Заголовок сообщения:  Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

Фэтбайк - штука прикольная, но когда я себе собрал один (причём - карбоновый, весом чуть больше 10 кг) - он мне совершенно не понравился, в первую очередь - управление: тяжёлое, и адское "подруливание" на небольших давлениях, на которых все прелести фэтбайка хоть как-то начинают раскрываться.
Помучался тыщу км и продал нафиг.

Теперь, после эпопеи по проектированию своего лигерада и разложению велодинамики по полочкам в мозгу я понял, ПОЧЕМУ и как это исправить.

Стандартная геометрия фэтбайка - угол 68.5-69 градусов, оффсет вилки - 45мм, колёса 26х4". (это 100мм, по высоте они выходят даже больше чем найнерские).

Забиваем эти параметры в калькулятор геометрии и ужасаемся:

99мм трейла, 33мм флопа!
Вопрос: нафига столько трейла?! Похоже, потому, что это стандартные углы и оффсеты на МТБ. Покрыхи изменили, а всё остальное - оставили. И зря!

Силы трейла зависят от сцепления, из-за огромных покрых и низкого давления у фэтбайка колоссальное сцепление, да огромные скорости на фэтбайке никто развивать не будет. Большой флоп из-за этого резко ухудшает управление на малых скоростях, а на (относительно) больших по асфальту оно становится очень тяжёлым и малейшие неровности асфальта начинают таскать руль из стороны в сторону - т.е. сила "подруливания" (camber torque) зависит от трейла.

Чем больше покрыха имеет сцепления из-за компаунда или рисунка протектора, тем больше подруливание. По сыпухе этого не ощущается, т.к. сцепление низкое, но на плотном грунте или асфальте это проявляет себя во всей красе.

Всё это можно легко исправить, если резко уменьшить трейл: Либо выгнуть вилку вперёд для образования дополнительного оффсета, либо (что лучше) перерисовать дизайн рамы, чтоб угол рулёжки был, скажем, градусов 75 КАК МИНИМУМ (я думаю, даже 78 будет более чем норм).

Получаем более чем человеческий трейл - чуть более 50мм, в ДВА раза меньшей флоп (с углом 78 трейл 36, флоп - 7мм, в 5! раз почти).

Это сделает рулёжку значительно более комфортной на ВСЁМ диапазоне скоростей, и сделает подруливание в разы меньше (с углом 78 - в 3 раза).

Никто не хочет поэкспериментировать? Алё, Флюр? :)
Фэтбайка у меня больше нет, и как и места, но проект кажется очень интересным.
Более того, т.к. силы трейла и подруливания происходят от ТРЕНИЯ покрыхи о поверхность, то борьба с рулём не просто надоедает, а активно ТОРМОЗИТ велосипед, уменьшение трейла сделает фэт быстрее.

Автор:  dim [ Вт сен 05 2017 14:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

Трейл, флоп, оффсет, сила трейла, сила подруливания - к таким статьям специальный словарь надо прикладывать, балоро-русский, другие словари не помогут. Потому что если автор что-то непонятное написал, 99% читателей просто не станут терять время чтобы разобраться, что же он хотел сказать. Особенно, если то, что удалось понять, не соответствует истине:
Balor писал(а):
из-за огромных покрых и низкого давления у фэтбайка колоссальное сцепление,
Сила трения не зависит от давления в шинах, учите школьную физику. Только от нагрузки на колесо и коэффициента трения.

Автор:  Balor [ Вт сен 05 2017 14:54 ]
Заголовок сообщения: 

Кому надо - поймут, а ты продолжай кичиться своей неграмотностью.

Автор:  velociraptor [ Вт сен 05 2017 19:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

Balor писал(а):
силы трейла и подруливания происходят от ТРЕНИЯ покрыхи о поверхность, то борьба с рулём не просто надоедает, а активно ТОРМОЗИТ велосипед, уменьшение трейла сделает фэт быстрее.
Для того чтобы сравнить скорость фэтбайка и лигерада привожу практические графики на одном и том же маршруте

http://aerobia.ru/users/51477/workouts/1732325 на фэтбайке
преодолел 23.31 км за 57м:01с. Скорость: 24.5 км/ч.
Изображение

http://aerobia.ru/users/51477/workouts/1734296 на лигераде
преодолел 23.49 км за 51м:46с. Скорость: 27.2 км/ч.
Изображение
(лигерад на топталках)

Вообще, меня подруливание не беспокоит(не замечаю), больше беспокоит горбатая посадка, я даже посадку слегка изменил по подобию шоссера, рога воткнул на узком расстоянии до грипс с переклюками, очень удобно стало держать скорость и особенно взбираться на горки на которые на обычном мтб страхово подыматься.

Автор:  Balor [ Вт сен 05 2017 19:38 ]
Заголовок сообщения: 

velociraptor писал(а):
Вообще, меня подруливание не беспокоит(не замечаю), больше беспокоит горбатая посадка.


А какой вес, покрыхи и сколько psi качаешь?

Автор:  velociraptor [ Вт сен 05 2017 19:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

Вес покрыхи 1300 + 600 камера, примерно 10 psi

размер обода 80, размер покрыхи 4.7 (маломерки вроде)

Автор:  Balor [ Вт сен 05 2017 19:49 ]
Заголовок сообщения: 

Я про ширину покрых. Обычные 4"? У меня тоже были.

10 пси - блин, еще бы. Ты весишь в 2 раза меньше меня (я твой вес спрашивал с байком, но насколко я помню ты очень лёгкий), а я качал 8-9! Иначе смысл вобще - жёстко очень становится, никакого смысла в фэтбайке не вижу на таком давлении. На 20 пси (эквивалент которых у тебя вкачан, если брать скидку на вес) я прекрасно могу (и езжу) и на найнере с 2.35" покрыхами.

Вот спусти до 6 пси где-то, и скажешь как не замечаешь подруливание :).

З.Ы.

Жееесть, 4.7 10 пси вкачивать.

Автор:  velociraptor [ Вт сен 05 2017 19:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

Balor писал(а):
Вот спусти до 6 пси где-то, и скажешь как не замечаешь подруливание
я тогда на работу не успею :) , я качаю ровно столько чтобы как сидишь покрыхи не проминались на глаз(на любом веле) возможно меньше 10 пси, на хороший измерительный прибор денег жаба душит и как показала практика не нужен он.

Мне он нравится, он быстрее 26 мтб, песок не проблема, щебенка и тд. втулки отрегулировал смазал, теперь не хуже чем промы, а может и лучше накат. Благодаря накату, контактам и хорошим покрышкам он и едет.
Недавно 150 км проехал на нём.

Когда перекачаешь тоже плохо кстати, даже на асфальте это чувствуется плохим накатом что ли, короче не то.
Стационарным насосом качаю до того как стрелка шелохнется )

Автор:  Balor [ Вт сен 05 2017 20:35 ]
Заголовок сообщения: 

Не, если покрыхи под тобой визуально вообще не проседают - значит перекачаны. Для *асфальта" они должны на 15% высоты покрыхи проседать, для грунтов - больше.

Автор:  velociraptor [ Вт сен 05 2017 20:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

Не знаю, я поймал середину так и катаю не меняя давления ибо это садомаза какая то будет, да ещё нипель может оторвать.

Автор:  Balor [ Вт сен 05 2017 20:47 ]
Заголовок сообщения: 

А, ну да. У меня-то бескамерка была, поэтому на низком давлении и катило получше, и на "проворот камеры" мне был пофиг.
Но управление всё равно не нравилось.

Автор:  velociraptor [ Вт сен 05 2017 22:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

Фэт как мой только красивше http://www.38pokupok.ru/bikes/Velosiped ... T_GORILLA/ по бросовой цене.

Автор:  Shuriken [ Вт сен 05 2017 23:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

dim писал(а):
Трейл, флоп, оффсет, сила трейла, сила подруливания - к таким статьям специальный словарь надо прикладывать, балоро-русский,

Добавлено через 1 минуту 54 секунды:
Balor писал(а):
Иначе смысл вобще - жёстко очень становится, никакого смысла в фэтбайке не вижу на таком давлении.

99% так называемых фэтбайкеров на таком давлении и катают, иначе оно вообще катить не будет.

Добавлено через 1 минуту 56 секунд:
velociraptor писал(а):
Фэт как мой только красивше http://www.38pokupok.ru/bikes/Velosiped ... T_GORILLA/ по бросовой цене.

Это не фэтбайк, а макет, лишь внешне похожий на.

Добавлено через 1 минуту 58 секунд:
Balor писал(а):
Всё это можно легко исправить, если резко уменьшить трейл: Либо выгнуть вилку вперёд для образования дополнительного оффсета, либо (что лучше) перерисовать дизайн рамы, чтоб угол рулёжки был, скажем, градусов 75

Можно стандартной рамой обойтись
а) делаем нормальную вилку
б) снова делаем нормальную вилку, но не с увеличенным плечум, а с уменьшенной до предела высотой - тогда вся морда занизится, углы завертикалятся.

Автор:  velociraptor [ Вт сен 05 2017 23:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

Shuriken писал(а):
Это не фэтбайк, а макет, лишь внешне похожий на
этот вел русского производства и с китайским чугуневым барахлом на трещётке прошу не путать, у него только 2 основных минуса, покрышки и тормоза которые легко поменять.

Автор:  Balor [ Вт сен 05 2017 23:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

К слову, на веломании что-то похожее уже делали:

--- Угол 70 на морде ощущается достаточно дерганным

"Я тоже всегда примерно так же думал...

Но, тут, на днях, поменял вилку уронил морду брусничного на пару-тройку сантиметров, и совершенно неожиданно трактор превратился в каток...
Он даже не то, чтобы НЕ СТАЛ более дёрганным живым в управлении, а вообще наоборот - на месте сам стоит, можно спокойно ехать без рук со скоростью черепахи... ну а на скорости, при закладывании в поворот, обратно сам выпрямляется, поднимаясь в вертикальное положение. Короче - почему-то вообще НИКАКОЙ дёрганности, всё стало мега-плавно и стабильно-вальяжно. Не понимаю. "


Я-то понимаю, но "пара-тройка сантиметров" - это сурово мало. Для настоящего эффекта выгнув вилку для доп. оффсета мы И вертикалим малясь угол (а2с уменьшается), И уменьшаем трейл оффсетом, при этом, правда, удлинняем базу и перекружаем заднее колесо, что неполезно для проходимости.

И, если вообще отрицательный угол как у меня не городить - добавить "возвратную пружину" будет весьма полезно именно для фэта, т.к. езда зимой подразумевает выезды на лёд, а там даже покрыхи фэта потеряют любое сцепление (шиповка для фэта - удовольствие уж очень на любителя), а флоп - остается!

В общем, "low-trail geometry" - должно быть самое оно для фэта.

Автор:  velociraptor [ Ср сен 06 2017 22:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

Изображение

не фэт, но около того

Автор:  Shuriken [ Чт сен 07 2017 00:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

velociraptor писал(а):
у него только 2 основных минуса,

Вот тебе настоящий фэт
Изображение
Если ты не понимаешь разницу между тем, что ты показываешь, и этим, то мне не о чем говорить с тобой.

Автор:  velociraptor [ Чт сен 07 2017 06:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

Это тоже туфта, колеса не карбоновые :mrgreen:

Я на своём дырья и то по лучше понаделал :lol:
Они дают приход в 200 грамм с колеса. :D

Не разбираешься ты, мой фэт на самой веломании одобрили, а это многого стоит.

Добавлено через 9 минут 33 секунды:
Shuriken писал(а):
Если ты не понимаешь разницу между тем, что ты показываешь, и этим, то мне не о чем говорить с тобой.
я изучил вопрос лучше тебя ибо проехал не одну 1000 км, так что мне с тобой тоже не о чем.
Изображение

фэтбайк по моей ссылке самый лучший по цене и комплектации на сегодняшний момент
Изображение
поменяны покрышки, седло, передняя звезда, тормоза.

Автор:  -=LT=- [ Чт сен 07 2017 08:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Геометрия фэтбайков, или о недостатках эволюционного дизайна.

velociraptor писал(а):
лучший по цене и комплектации
добавим
velociraptor писал(а):
поменяны покрышки, седло, передняя звезда, тормоза
и утверждение уже спорно.

Автор:  velociraptor [ Чт сен 07 2017 09:48 ]
Заголовок сообщения:  [Удалено]

СообщениеСообщение было удалено | удалил: velociraptor | Чт сен 07 2017 10:35.

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/