Форум о веломобилях и лигерадах
https://www.velomobile.org:443/forum/

Стеклопластиковый лигерад
https://www.velomobile.org:443/forum/viewtopic.php?f=62&t=10174
Страница 1 из 3

Автор:  Евгений [ Пт июл 19 2013 22:38 ]
Заголовок сообщения:  Стеклопластиковый лигерад

Моя первая проба.
Автор: Евгений
Категория: двухколесник.
Название:"Дино" (динозавр)
Год создания: октябрь 2013
Тип транспортного средства: лигерад
Основное назначение: утилитарный
Передняя подвеска: есть, ход 50 мм
Задняя подвеска: есть, ход 100 мм
Переднее колесо: 20" х 2,125", полуслик
Заднее колесо: 26" х 1,75", дорожный протектор
Рама: SWB Highracer (хайрейсер)
Материал рамы: стеклопластик
Масса: 20 кг
Тип трансмиссии и наличие передач: задний привод, 3х7 ск
Тормоза: V-break
Руль: хомяк
Размеры:
Длина: 2000
Высота: 1200
База: 1160
Ширина: 500 по рулю
Рычаг задней вилки: 585
Рычажность заднего аммортизатора: 0,3
Каретка - передняя вилка: 540
Каретка - поясничный упор : 1160
Высота каретки: 650
Высота сиденья: 650
Ширина сиденья: 300
Угол наклона спинки сиденья: 40-45 градусов
Угол рулевой: 72 градуса
Особенности, отличительные черты транспортного средства:...

Плюсы: оригинальный, заметный вид транспорта.
Сзади можно установить колесо на 28".

Минусы: тяжелый, как динозавр.
Мала жесткость многосоставного руля - нужно увеличивать жесткость для уверенного руления.
Норовит опрокинуться из-за высокого центра тяжести.
Пины под задний V-break позволяют установить тормоза только при заднем колесе на 28".
Установил переключатель в начальное положение на звезду 18. Переключателем пока не пользуюсь - не научился еще так хорошо кататься.
Переднего переключателя тоже пока нет. Перекидываю пока цепь вручную. Цепь стоит на средней звезде 38. Так легче трогаться. Оборот каретки равен 4,3 м пути.
О максимальной скорости тоже пока рано говорить. :mrgreen:



Похожий прототип:

Вложения:
min_1271852599.jpg
1.JPG
2.JPG
3.JPG
4.JPG
5.JPG
6.JPG
7.JPG
8.JPG
9.JPG

Автор:  Алексей [ Пт июл 19 2013 22:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Евгений писал(а):
Масса: 15 - 20 кг


И какой смысл делать из стеклопластика?

Автор:  Евгений [ Пт июл 19 2013 22:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Купить сварочник, научиться с ним работать, сварить в итоге на 25 кг.
Это первая конструкция. Перетяжеленная. Облегчать легче, уже имея некоторый опыт постройки. Мне так кажется.

Добавлено через 6 минут 41 секунду:
Примерный вес деталей, гр:
Рама - 3500 + почти 1 кг шпатлевки при выравнивании прогибов стенок
Задняя вилка - 2500
Сиденье - 2000
Система с цепью и компаньолой - 2500
Вилка передняя 20" - 1000
Колесо 26" с семериком - 2500
Колесо 20" усиленное - 1800
Аммортизатор задний - 500
Руль - около 2 кг в сумме
Вибрейки - 500

Всего получилось почти 20 кг.

Раму и заднюю вилку делаю из стеклопластика: Смола ЭД-20 + стеклоткань Т-13. Затраты в районе 10 Евро/кг стеклопластика при контактном формовании.
Как будет опыт - можно и на западные материалы перейти. Удельная прочность в 2 раза выше, работать удобнее, нужна установка ваккуумного формования. Ну и себестоимость стеклопластика будет в районе 50 Евро/кг. И прорабатывать конструкцию нужно будет лучше.
А так при приемлемых затратах и трубы гнуть не надо и полуавтомат не нужен.

Автор:  Алексей [ Пт июл 19 2013 22:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Надеюсь, одним лигерадом станет больше :)

Автор:  papa Slava [ Сб июл 20 2013 01:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

EdRymar писал(а):
Могу попробовать разузнать где какие материалы закупают.

Да!!

Автор:  Евгений [ Вс июл 21 2013 20:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

По поводу используемых материалов: Смола ЭД-20 + стеклоткань Т-13. Эта пара доступна практически в любом городе в наличии. Цены вполне демократичны: 6 Евро/кг ЭД-20, 10 Евро/кг ПЭПА, около 2 Евро/кв м Т-13. Стеклоткань Т-13 полотняного переплетения, как и ровинг. То есть для криволинейных поверхностей как-бы не применима. Тем более интересно, как она себя поведет при знакопеременных нагрузках. Стеклоткань Т-13 брал с индексом АМ, то есть без парафинового замасливателя - не требующую отжига. Разлезается на волокна она классно - посмотрим, что будет под нагрузкой. Большие радиусы (r=500) ею можно оформить.
Смола ЭД-20 - немодифицированная, то есть очень густая. Перед использованием разогреваю на паровой бане до 50-60 градусов, порция 30-50 мл доступна около 5 минут, потом быстро полимеризуется. На 1 кв м стеклоткани уходит 400-500 г эпоксидной композиции (350-450 мл). Соотношение 15 мл ПЭПА/100 мл ЭД-20 (13,4 г ПЭПА/100 г ЭД-20). В 1 мм толщины укладывается 3 слоя.
Главные достоинства этой пары - доступность и низкая цена.
Высокой удельной прочности получить с ними нельзя, поэтому стеклопластиковый лигерад на их основе весом 8-10 кг маловероятен. Впрочем, для этого есть карбон, который примерно раз в 20 дороже.

Автор:  alex [ Вс июл 21 2013 21:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Фоты процесса в студию, плз!

Автор:  Евгений [ Вс июл 21 2013 21:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Фоток пока нет. Извини. Фотик пока не доступен. Позже выложу.

Автор:  papa Slava [ Чт июл 25 2013 10:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Придётся самому озадачиться.

Автор:  Евгений [ Пн окт 21 2013 21:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Заметки по мере изготовления.
Каретка-картридж интегрирована в раму. Навсегда.

Направляющие трубки для цепи из металлопластиковой водопроводной трубы 16 мм. Хорошо окрашиваются акриловой эмалью под металлик марки Композит. Наносить краску удобно при помощи кухонных губок. Отрезаешь подходящий кусок, держишь его за более плотный слой, пальцы краской мажутся мало. Краска расходуется экономно. Окрашивать трубки лучше в 3-4 слоя. Наносить краску тонкими слоями - равномернее ложится, быстрей сохнет. Время высыхания слоя - менее 1 часа.

Для окраски использовал акриловую эмаль Kompozit Metalliq Magic Effekt 0,5 кг (Кировоград). Производителем заявлена укрывистось 6-8 кв м/кг в один слой. То есть банка уйдет на 3-4 кв м в один слой.
Окрашивание рамы с задней вилкой в 4 слоя потребовало 0,5 банки=0,25 кг эмали.


ОШИБКИ.
При нанесении эпоксидки сильно вдавливал ее в стеклоткань, хорошо прогревая строительным феном (переключатель на 1 режиме - температура потока до 300 градусов). Болван склеен клеем Дракон из экструдированного пенополистирола светло-салатового цвета общей толщиной 6 см. Результат - стенки вогнуты внутрь - приходится наносить много шпатлевки для выравнивания.
Вывод: прогревать осторожно можно, но давить сильно нельзя - много смолы выдавливается и основа сильно прогибается.

Нанес полиэфирную шпатлевку и оставил на сутки. Результат - шпатлевка дубовая - шлифовать очень трудно.

Акриловая эмаль легко снимается с пластиковых трубок защиты цепи. Следовало сначала вскрыть их грунтовкой. Придется вскрывать лаком поверх эмали. Но это позже. После того, как перестану падать.

Понравилось изречение, как раз в тему:
flur73 писал(а):
Первый блин комом, так что не затягивай :)


Технологию и процесс изготовления пока не фиксировал, ибо и то и другое делал в порядке эксперимента. Заднюю вилку вообще переделывал два раза и все равно тяжелая, зараза - почти 2,5 кг. Хотя жесткость вполне терпимая. Это самый прочный элемент конструкции.

Не удержался, обновил первое сообщение :happy-cheerleaderkid:

Автор:  Электровело [ Пн окт 21 2013 22:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Евгений писал(а):
Заднюю вилку вообще переделывал два раза и все равно тяжелая, зараза - почти 2,5 кг.

Алексей писал:
"Новая вилка весит 1740 грамм (предыдущая версия вилки весила 2050 грамм). Теперь рама с амортизатором и новой задней вилков вместе весят 4.96 кг."
http://hpv.com.ua/2013/07/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1-2013/

Автор:  O-Witte [ Пн окт 21 2013 22:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Евгений писал(а):
Акриловая эмаль легко снимается с пластиковых трубок защиты цепи. Следовало сначала вскрыть их грунтовкой.

Боюсь вас огорчить, но грунтовка так же снимается с металопластика, как и краска. Я после нескольких экспериментов решил оклеивать трубки винилом - немного более проблемно, но намного надежнее.

Автор:  Евгений [ Вт окт 22 2013 22:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Впечатления от первого дня "катания":
за время чуть более часа два раза слетала цепь с передней звезды, да распался руль. В качестве донора взял обычный руль от Украины, отрезал болгаркой лишние изгибы и собрал воедино на текстолитовом стержне внатяг. Руль вполне удобный, но от нагрузок распался. Скорее всего буду заливать места соединений эпоксидкой и фиксировать механически на стержне.
Рекорд дальности пока около 5-8 метров. В основном заваливаюсь на правый бок. Пока еще не понял - это особенность велика или особенность водителя.
От падения спасает спаситель-тормоз на переднем колесе. Цепь слетает внутрь в результате падения на правый бок.
В результате частых завалов крепление руля, позволяющее откидывать его вперед, тоже прослабло. Крепление винтом М6 с гайкой.
Реакция со стороны взрослых людей почти нулевая - как будто на таких великах разъезжает половина Николаева.
Дети гораздо эмоциональней: от "классный велик" до "дебил едет".

Как я заметил, для удержания от сваливания нужно активно рулить. Чем быстрей реакция, тем устойчивей движение.

Автор:  Solo [ Вт окт 22 2013 23:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Фоток бы сего пепелаца.
И еще:
Евгений писал(а):
Дети гораздо эмоциональней: от "классный велик" до "дебил едет".

Про вторых печально: с детства имбицилы :cry:

Автор:  nekaktor [ Вс ноя 03 2013 13:11 ]
Заголовок сообщения:  [Удалено]

СообщениеСообщение было удалено | удалил: IVIichael | Вс ноя 03 2013 13:28.
Причина: Spam

Автор:  Евгений [ Вс ноя 10 2013 03:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

В результате падения согнулся велосипедный вынос. Стеклопластиковая рама этого даже не заметила. Либо я вложил весьма значительный запас прочности, либо свойства стеклопластика, как конструкционного материала, сильно преуменьшены. :confusion-confused:
О самом лигераде впечатления сильно двоякие: спереди просится колесо на 26" и руль нужно сменить на что-нибудь более жесткое с меньшей степенью свободы. Возможно, уменьшить базу на 10-15 см за счет приближения руля. А то ступни задевают за переднее колесо. Последнее время все чаще задумываюсь о компоновке М5 botasa.
Катание по прежнему смахивает на аттракцион. Уже появляется зависимость на это.
Вопрос: применяются ли вибрейки с колесами на 28"?

Автор:  O-Witte [ Вс ноя 10 2013 06:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Евгений писал(а):
Вопрос: применяются ли вибрейки с колесами на 28"?

Вполне и очень часто...

Автор:  Алексей [ Вс ноя 10 2013 09:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Евгений писал(а):
либо свойства стеклопластика, как конструкционного материала, сильно преуменьшены.


Выводы о прочности будете делать после, хотя бы, 1000 км пробега.

А фото так и не будет? Страшно показать? :twisted:

Автор:  Евгений [ Вт ноя 19 2013 19:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Добавил в первый пост фотки
Solo писал(а):
сего пепелаца.

Автор:  Алексей [ Вт ноя 19 2013 21:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Стеклопластиковый лигерад

Спасибо за фото. Теперь совершенно не понимаю, зачем было делать из стеклопластика такие квадратные формы... Ассоциации, что его отлили из бетона, как бордюр :) Я бы округлил всё, что только можно на болване перед оклейкой.

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/