Изобретатель и рационализатор - 1975 №9
Страницы 28-29
Цитата:
ХОЧУ АВТОМОБИЛЬ В ОДНУ Ч.С.
ПРОЧИТАВ В ИРЕ СТАТЬЮ «ВЕЛОАВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ» (ИР, 1, 74), НАШИ ЛЮБИТЕЛИ ВЗЯЛИСЬ САМИ ЗА ДЕЛО. «ВИТА» СДЕЛАНА И УЖЕ УСПЕШНО ПРОШЛА ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ. ОНА ПОКАЗЫВАЕТ, КАК ЛЕГКО СТАТЬ ВЛАДЕЛЬЦЕМ АВТОМОБИЛЯ В 1 Ч. С. (ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СИЛУ).
Идея механического мускульного транспорта давно будоражила умы самоучек, изобретателей и ученых. «Самобеглые экипажи» строили немец Фарфлер (1685 г.), француз Решар (1693 г.), немец Ханч (конец XV11 века), русские Л. Л. Шамшуренков (1752 г.) и И. П. Кулибин (1791 г.). В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго простую по конструкции двухколесную самоходку демонстрировал П. Д. Чебышев. Приглядывался к этой идее и Эдисон.
В 1891 году в Германии был выдан патент No.63471 на новый вид экипажа, приводимого в движение силой рук водителя. Руки слабее ног, далеко на такой сухопутной лодке автор вряд ли мог уехать. Этот недостаток учел Г. Петерсон и получил привилегию No.3404 на трехколесный экипаж, приводимый в движение ногами...
Транспорт, не нуждающийся ни в овсе, ни в бензине, тем не менее не принимался всерьез — забава, мол, и только. Все были воодушевлены идеей механизации. «Пусть работают машины, а мы согласны сидеть сложа руки». Простота считалась пошлостью, обыватель жаждал чего-нибудь замысловатого.
Но не прошло и сотни лет, как о «самобеглых экипажах» вспомнили. Дело в том, что машин развелась тьма-тмущая и людей потянуло назад, к простоте, к физическому труду, к здоровой работе мышц, после которой так сладко отдыхать, и так крепок сон и устойчива нервная система.
Серьезно о веломобилях заговорили сразу же после того, как бывший авиационный инженер Боб Бундшух сделал и продемонстрировал свой полутораместный «Педикар».
50-килограммовый веломобиль развивал скорость в 25 км/час и более, И это при затратах энергии, которую каждый из нас тратит при ходьбе. Американцы, французы, японцы уже не считают зазорным сесть в легкий и юркий веломобиль, чтобы добраться на работу, за город или съездить за покупками. Многие из нас купили бы вместо велосипеда педальную машину, но отечественные специалисты ме торопятся разрабатывать устойчивый и скоростной механический транспорт. Как всегда в таких случаях, за дело берутся умельцы-энтузиасты.
Больше года закарпатский инженер-мелиоратор Виктор Павлович Овсеенко добывал детали и узлы для постройки своего веломобиля. Недавно приступил к сборке. По замыслу конструктора, «Колобок», будет одноместной веломашиной на четырех колесах от мопеда «Верховина», ведущая ось — передняя, управление — на задней. Длина 1300 мм, ширина 850 мм, высота по ветровому стеклу 1050 мм, по кузову — 650 мм.
Для передачи усилий от педалей на передние колеса лучше клиноремениой передачи не найти, считает автор. В отличие от цепной она одновременно будет и дифференциалом, и коробкой передач, и сцеплением. А какой диапазон для изменения передаточного отношения! Овсеенко собирается «выжать» из своего веломобиля 30-40 км/час.
— Пожалуй, уже следующим летом мои сыновья доставят хлопоты милиции,— говорит изобретатель.
...Харьков. Ветхий домишко по улице Дегтярная, 13. Открываю калитку и остолбеневаю: лениво переставляя лапы, навстречу мне шагает лев. Спереди лохматый, на конце хвоста кисточка.
— Дик, на место,— раздался детский голос, и я увидел паренька лет одиннадцати.
— Не бойтесь, он не кусается.
— Мне бы Стебченко Юрия Константиновича,— негромко попросил я.
— Папа на работе, скоро придет, проходите в дом.
Я посмотрел на крутой косогор у самого дома — прямо «ласточкино гнездо».
— Давай лучше подождем на улице. Мы присели на пустую авиабомбу у крыльца. Рядом стоял какой-то ящик, накрытый брезентом. За два часа до прихода хозяина Костик полностью ввел меня в курс дела. Выяснилось, что лев — это недостриженная дворняга, а ящик под брезентом и есть веломобиль. Костя с деловым видом стал расчехлять машину.
— Может, подождем, а то отец ругать будет?
— Что вы, я у папы за испытателя. Со второго класса. Ездил на его электрокаре, электромотоцикле, испытывал и эту машину.
Когда тент был снят, открылась красавица машина длиной чуть более полутора метров. Костя откинул назад прозрачны й капот и лихо прыгнул внутрь. Внутренней обшивки веломобиль еще не имел, так что представлялась возможность разглядеть все до мелочей. Машина стояла на кирпичных подставках, колеса не касались земли. Юный испытатель не упустил случая показать, не съезжая с места, оснащенность сигнализацией. Он нажал на педали, укрепленные на свисающих сверну двух рычагах. Задние колеса завращались. К колесу прикоснулся валик динамика, и сзади зажглись сигнальные огни.
— А теперь смотрите; если я, например, устал толкать педали, можно, не останавливаясь, уменьшить нагрузку на ноги.— При этом Костии несколько раз повернул переключатель, и трос, соединяющий педали и барабаны звездочек, медленно пополз по педальному рычагу вверх. Плечо уменьшилось, педали стали более податливы. Костя нажал на ручные тормоза (как у велосипеда «Турист»), и колеса остановились.
Забрался в машину и я. Мягкое кресло, высокая спинка — уютно и упор хороший. Подвесные педали, как у американской конструкции, тем хороши, что удобны: не крути, а только нажимай. Педали независимы одна от другой: можно жать только на одну, можно попеременно, либо сразу на обе.
«Правда, на месте — одно дело, а как пойдет она по дороге?» — подумал я. Но вот и хозяин. Юрий Константинович Стебченко, ассистент кафедры электротехники Харьковского автомобильно-дорожного института. В Харькове он популярен, автор интересных аатоновинок, рекордсмен страны по автоспорту, мастер спорта СССР, перворазрядник по мотокроссу.
В 1964 году заочно закончил ХАДИ, здесь же оставлен работать.
— Этой штукой заинтересовался, прочитав в ИРе статью «Велоавтомобиль для взрослых», — рассказывает Стебченко.
— Идея, на мой взгляд, разумная. Жаль, что до наших КБ и НИИ она так долго доходит. Но и не очень-то щедр американский конструктор на подробности об устройстве привода « Педикара». Я рискнул построить свой веломобиль. Подключил студентов. Понимая свои скромные возможности, решили так: транспорт будет одноместный, трехколесный, педальный, детали — что где найдем. «Слепили» модельку 1 : 10 и по макету стали собирать машину.
Раму спаяли из тонкостенных труб. Нашли три колеса от велосипеда «Школьник», переднюю вилку от «Орленка» (в дальнейшем ее пришлось укоротить на 35 мм). Две рамы от «Орленка» оказались неплохой подвеской для задних колес. По примеру «Педикара» две педали подвесили на шарнирных рычагах, ход 25 — 30 мм. Педали соединили тросом с храповым механизмом — барабан с трещоткой от велосипеда «Турист», по два на каждую педаль. Ведущая и ведомая звездочка от «Орленка».
Над передачей пришлось поломать голову. Из того, что делали до Стебченко, выбор был небогатый. Тогда он предложил бесступенчатую коробку передач. Получилось просто и эффективно.
Готовый «скелет» облачили в обшивку из стеклопластика, верх кабины сделали из плексигласа. При посадке верх откидывается назад...
Своему веломобилю Стебченко дал имя «Вита», вложив в это название веру в жизненность транспорта. В законченном виде «Вита» потянула всего лишь на 29 кг — она чуть ли не вдвое легче «Педикара». Меньше веломобиль и по размерам. Длина 1600 мм, ширина 680 мм, высота 1150 мм. Единственно, в чем «Вита» уступает «Педикару», так это в скорости. 30 км/час она пока не дает. 20, не больше. Но это ведь первая модель, собранная из чего попало. Конструкция, безусловно, будет совершенствоваться и, надо полагать, догонит «Педикара», а для педальной это вполне хорошая скорость.
Чтобы удостовериться в ходовых качествах машины, условились испытания провести утром. В назначенное время Стебченко, его коллега по работе Виктор Михайлович Гуслистый, я и Костик вынесли машину на улицу. Место водителя занял Стебченко-младший. Он налег на педали и покатил, мы трусцой посеменили за ним, расталкивая любопытных, невесть откуда набежавших.
На перекрестке Костика остановил старшина-орудовец, смотревший на «Виту», как на слона, сбежавшего из зоопарка.
— Молодой человек, ваши права... — Как нет? — Прав нет, номера нет, а ну, обратно домой.
— Товарищ старшина, ведь это же велосипед, — пытался защититься Костик.
— Ну да, рассказывай, а то я велосипедов не видел.
Переговоры закончились тем, что по оживленной улице, на которую мы выехали, было разрешено ехать только взрослым. Место водителя занял отец. Но и ему удалось проехать не более 500 метров. У первого же отделения милиции «Виту» опять остановили. Решение капитана было непреклонным: «Заезжай во двор отделения, там разберемся». Толпа зевак ринулась за нами.
Обошлось без неприятностей, хотя мы и засиделись в гостях. Вопросов было, как на пресс-конференции. Разгорелся спор: что есть «Вита», велосипед или автомобиль? Завидная устойчивость, крыша над головой, удобное кресло, приличная скорость — чем не машина?
— Ну, конечно, не «Жигули», — возражали автолюбители.
— А нужны ли «Жигули» только для того, чтобы доехать до работы и обратно, да в выходной махнуть на рыбалку? «Жигули» не очень-то и нужны, — стойко и убедительно защищал свое создание конструктор.
— Техника избаловала нас, изнежила. Веломобиль — добрая середина: тут тебе и комфорт и нагрузка. Обучать вождению не надо — была бы силенка в ногах, и чем ее больше, тем быстрее поедешь.
П. ПЕТРОВ,
наш спец. корр.
г. Харьков
Фото автора
«И все же в следующий раз без номера вы у меня не проскочите»,— сказал сурово старшина конструктору «Виты».
Несколько американских фирм уже запустили в серию веломобили типа «Педикар». На снимке двухместный трехколесный педальный автомобиль.
Начинка «Педикара»: 1— откидной руль; 2 — люк-багажник; 3— сиденье типа люльки с высокой спинкой; 4 — одностороннее коническое сцепление и концентрическая возвратная пружина на ведущем шкиве; 5 — коробка передач; 6 — вилка дискового тормоза; 7 — полуось; 8— спидометр; 9— тормоз; 10— шины; 11— втулки; 12 — педали; 13 — рычаг торможения передачи; 14— трос к педали; 15 — ведущий шкив; 1 в — холостой шкив; 17 — приводной вал передачи.
Привод «Колобка» прост. Усилие от педалей 4 через собачку 5 передается на ведущую шестерню 6, та вращает ведомую шестерню 7. Ведомая шестерня соединена с ведущими дисками передачи 8. Ремень от «Москвича-412» 10, соединяющий ведущие и ведомые дисии 9, вращает передние нолеса 16. Чтобы включить задний ход, достаточно перебросить собачку на 180°. Тормоз ножной с помощью удобной педали 14. Ведущая шестерня 6 вдвое больше ведомой 7 (передаточное отношение 2:1). Передаточное отношение клиноременной передачи может меняться от 5:1 до 1:3, что по предварительным подсчетам обеспечит веломобилю скорость порядка 30 км/час.
Остальные узлы: 1— ветровое стекло; 2— задняя стенка салона (брезент); 3 — отнидной руль; 11— тросик управления передачей; 12 — ручка управления передачей; 13 — ограждение (картер); 15 — пружины возврата педалей; 17 — кузов.
Педальный автомобиль «Вита». К каждому педальному рычагу крепится по скользящему хомуту 5, от которого через трос 4 передается усилие ног на барабаны 3 с трещотками от «туриста». К хомутам крепятся еще по одному тросу (на рисуиие они не показаны), свободные концы которых перекинуты через блоки и намотаны на общий стержень, укрепленный вблизи руля. На торце стержня ручка переключателя. Вращаешь ручку, и тросики наматываются на стержень, либо сматываются — хомутики поднимаются или опускаются по педальному рычагу, меняя тем самым длину плеча, к которому приложена сила ног. Хомуты внизу, сила и скорость наибольшие, вверху — наименьшие.
Остальные элементы «Виты»: 1 — рама; 2— педали с тягами; 6— мягкое кресло; 7 — колеса; 8— руль; 9— откидной капот из плексигласа.
«Вита» изнутри.