Встретилось упоминание в статье Им была придумана интересная модернизация велосипеда с повышенной скоростью, такую веломашину он изготовил и для себя. Известно ли что либо о нём? Весьма вероятно это произошло в середине 80-х во времена веломобильного бума. Б.Фиттерман и на пенсии посещал автопробеги ТМ знакомился с конструкциями и передачи ЭВМ с автомобильной тематикой.
ФИТТЕРМАН Борис Михайлович 1910 -1991 Россия
Советский конструктор автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов. В 40-е годы - главный конструктор ЗИС. В 50~80-е годы создал многие модели легковых автомобилей в Научном автомоторном институте (НАМИ), доктор технических наук, профессор. В 1931 г. окончил Московский автотракторный институт им. Ломоносова. Во время учебы с января 1929 г. работал на заводе АМО. По мобилизации направлен на Ижевский мотозавод для разработки тяжелого мотоцикла. Оттуда в 1933 г. вместе с мотоциклетной группой был переведен в Научный автотракторный институт (НАТИ). Проектировал шасси первого советского троллейбуса ЛК, занимался его постройкой и эксплута - ционными испытаниями. В 1934 г. работал на Горьковском автозаводе (ГАЗ), конструировал раму и испытывал первые образцы легкового автомобиля ГАЗ-М1. В 1935 г. в НАТИ вместе с А. Н. Островцевым (см.) создал 3-осный двухмоторный грузовой автомобиль 2М. Принимал участие в постройке первых в стране полноприводных автомобилей ЗИС-К1 (6x6) и ЗИС-К2 (4x4). В ноябре 1 1938 г. был направлен на Завод имени Сталина (ЗИС) старшим конструктором бюро шасси. Затем работал начальником этого бюро, ведущим конструктором автомобилей высокой проходимости и начальником спецотдела. Вел работы по трехосному шасси ЭЙС-34 для тяжелого бронеавтомобиля БА-11. Перед войной руководил проектами по автомобилям ЭЙС-32 (4x4) и ЗИС - 36 (6x6) и модернизации полугусеничных ЗИС-22 (будущих ЗИС - 42). В марте 1943 г. назначен главным конструктором ЗИС с сохранением кураторства спецпро - изводства. Участвовал в создании автомобиля высшего класса ЗИС-110 и грузовика ЗИС-150. В первые послевоенные годы вел интенсивные работы по созданию и освоению производства 3- осных полноприводных грузовых автомобилей ЗИС-151, городских автобусов вагонного типа с дизель-электрической силовой установкой ЗИС-154, трехосных бронетранспортеров ЗИС - 152, полугусеничных тягачей ЭЙС-153, а также автобусных оппозитных 12-цилиндровых двигателей и двигателей с воздушным охлаждением для комбайнов. Занимался прицепами, а с 1957 г. специализировался на легковых автомобилях, став начальником бюро легковых автомобилей. Принимал активное участие в отработке инвалидных мотоколясок для Серпуховского завода, микролитражного легкового автомобиля ЗАЗ-965, колесного микролитражного транспортера ТПК. Под его руководством впервые на таких машинах были использованы рядные, оппозитные и V-образные двигатели воздушного охлаждения, торсионная подвеска, реечный рулевой механизм, каркасные и стеклопластиковые кузова. Б. М. Фиттерман вел работы по созданию и испытанию первых транспортных средств на воздушной подушке. В дальнейшем сосредоточил свое внимание на проектировании перспективных микролитражных и малолитражных легковых автомобилей. Разрабатывал типаж легковых автомобилей для производства в СССР, выпустил несколько книг по конструкции и методике расчета и проектирования легковых автомобилей, на основе которых защитил докторскую диссертацию. Много лет участвовал в работе Ученого совета НАМИ и Научно-технического совета министерства автомобильной промышленности. Награжден орденом Ленина, медалями, дважды лауреат Сталинской премии.
|