Страница 117
Наука и техника
СНОВА ВЕЛОСИПЕД...
Ю. М. ФРОЛОВ
Медленно, с частыми остановками, тянется по улице сплошной поток автомобилей. Перегреваются рассчитанные на большую скорость моторы, в воздухе висит синяя мгла. Нервы водителей напряжены: медленное движение с поминутными остановками изматывает гораздо сильнее, чем безостановочная езда по скоростной автостраде.
А рядом, по обочине, у самой кромки тротуара, бесшумно проносятся велосипедисты. Велосипеду нужно меньше места на дороге, он легче, поворотливее, а основное преимущество автомобиля — скорость — пропадает на перегруженных улицах. Но велосипед особенно оправдывает себя при поездках внутри города. Согласно статистике, 43% всех поездок в американских городах совершается на расстояние 6,5 км и менее, а на таких дистанциях разница в скорости почти сглаживается. «Велосипедный бум» принял в США немалый размах. За последние годы увеличилось производство велосипедов, еще сильнее вырос общий объем их сбыта, изменился в общественном сознании «образ » велосипеда. Сейчас в стране около 80 млн. велосипедов, а к 1976 г. их будет не менее 100 млн. Считают, что более 40% населения регулярно или время от времени пользуется этим средством передвижения. Во время предыдущего «бума», пришедшегося на середину 90-х годов прошлого столетия, из каждой тысячи купили велосипеды 28 человек, в 1972 г.— 66.
Причины нового интереса к велосипеду понять нетрудно. Автомобиль, сравнительно недавно казавшийся идеальным средством передвижения, принес с собой и серьезные проблемы. Перегруженность улиц и дорог, загрязнение атмосферы продуктами неполного сгорания топлива, «шумовое загрязнение» среды, особенно в городах, — главные из них. Но если для этих проблем возможно в принципе инженерное решение — рациональное планирование городов, усовершенствование двигателя внутреннего сгорания или замена его электромотором, — то проблема гиподинамии, т. е. малоподвижности, возникающая при характерном для Америки злоупотреблении автомобилем, инженерному решению не поддается. (Как курьез можно упомянуть рекламируемые тренировочные велоэргометры, помещающиеся в сложенном виде в багажнике автомобиля: приехал на машине в лес, выбрал полянку, сел на бесколесный велосипед и тренируй отвыкшие от работы ноги.) Врачам хорошо известны опасные последствия «двигательного голода». Это хроническая усталость, вялость, бессоница, накопление излишних жировых отложений, а в печальной перспективе — сердечно-сосудистые заболевания. Ежедневные поездки велосипедом на работу или в магазин — прекрасное средство для людей сидячих профессий получить «между делом» необходимую порцию мышечного движения.
Страница 118
Доктор Уайт, бывший медицинский советник президента Эйзенхауэра, не раз рекомендовал президенту велосипедные прогулки как средство поддержания сердца в спортивной форме. Велосипедные поездки — самый городской вид спорта: они не менее полезны, чем пешее хождение, и в то же время велосипедист на городской улице не уступит в скорости автомобилю,— а это немаловажно для вечно спешащего горожанина.
Статистика Голландии — классической страны велосипеда — говорит, что продолжительность жизни людей, постоянно пользующихся велосипедом, на пять лет выше средней продолжительности жизни в стране.
Специалисты по истории техники считают, что велосипед в значительной степени подготовил появление и победное шествие автомобиля 1.
1 «Scientific American», March 1973.
Пневматические шины, изобретенные еще в 1845 г., нашли широкое применение только после появления велосипеда, а затем без принципиальных изменений перешли к автомобилю. В первых фордовских автомобилях были использованы велосипедные колеса и цепи. Велосипед потребовал улучшенных дорожных покрытий, которые оказались тем более необходимыми для автомобиля. Наконец, технология массового производства стандартных взаимозаменяемых деталей, без которых немыслимо современное машиностроение в целом, возникла в значительной мере в ответ на запросы производства велосипедов — первого средства транспорта, которое стали выпускать в большом количестве.
Теперь же именно гигантское развитие автомобильного транспорта вызывает небывалый интерес к велосипеду. Желание освободиться от заторов на улицах, соображения охраны окружающей среды и забота о нормальной физической нагрузке заставляют менять удобное кресло машины на велосипедное седло. Немалую роль играет и угроза энергетического кризиса. В условиях нехватки бензина и весьма возможного перехода к его нормированию многие владельцы автомобилей вспоминают о велосипеде. Напомним, что велосипед бесшумен, прост в управлении и уходе и не образует вредных для окружающей среды отходов. Немаловажно и то, что на площади, требующейся для стоянки двух автомобилей, может разместиться 40 велосипедов. Все это существенно в условиях далеко зашедшей урбанизации.
Недаром на конкурсе предложений по разгрузке городского уличного движения, проведенном министерством транспорта, первую премию (150 тыс. долл.) получил профессор Калифорнийского университета М. Эглстон, предложивший устроить в вагонах метро и рейсовых автобусах отсеки для провоза велосипедов. Это позволило бы едущим на работу или за покупками проделывать дорогу до ближайшей остановки автобуса или метро на велосипеде. При такой системе велосипед может оказаться удобным и для более длинных поездок.
Опираясь на данные западногерманского журнала «Radmarkt» (одно из самых старых и солидных периодических изданий по вопросам производства и сбыта велосипедов), приведем некоторые цифры, характеризующие размах «велосипедного бума» в США 2.
2 «Radmarkt», Bd. 82, 83, 84, 1971—1973.
Выпуск велосипедов в США составляет сейчас около б млн. в год (мировое производство 35 — 40 млн.). Из восьми крупных велосипедных фирм главными надо считать «Мэррей Огайо мэньюфэкчуринг» и «Хаффман мэньюфэкчуринг». В 1971 г. они давали вместе половину общего объема выпуска. За ними следует компания «Шуин байсикл» — 15 % производства. Несмотря на немалый и все растущий выпуск машин, промышленность страны не может удовлетворить спрос.
Страница 119
Поэтому непрерывно растет их импорт. Ведущие импортеры — Япония (в первые 9 месяцев 1972 г. ввезено 903,5 тыс. машин, за тот же период 1971 г. — 401,3 тыс.), Великобритания ( соответственно 432,6 тыс. и 380,8 тыс.) и Австрия (411,8 тыс. и 293,2 тыс.). В 1973 г. было получено разрешение ввезти из Японии 990 тыс. велосипедов, но уже в Начале года специалисты полагали, что эта квота будет превышена. Основные зарубежные поставки Чепельского велосипедного завода ( Венгрия) приходятся на США.
В то же время экспорт американских велосипедов в другие страны незначителен (в 1972 г. только 9,6 тыс. машин). Интересны также Данные о продаже на внутреннем рынке. В 1961 г . было продано 3,7 млн. машин, в 1965 — - 5к6 млн., в 1970 — 6,9 млн., в 1972 — 12,4 млн. Оценки продажи велосипедов в 1973 г. колеблются от 13 млн. до 14,5 млн. штук.
Любопытно, что 1972 год — первый год, когда в Соединенных Штатах было продано больше велосипедов, чем автомобилей (12,4 млн. и 10,6 млн. соответственно). Изменился и средний возраст велосипедистов. Если в 1970 г. половина купленных в Манхэттене велосипедов приобреталась для детей, то в 1971 г. на три вновь приобретенных детских велосипеда пришлось 200 взрослых. Неофитами велосипеда становятся люди в возрасте 25 — 50 лет. Поэтому вырос спрос на дорогие модели с 5, 10 и даже 15 скоростями (такие машины особенно удобны для городов с холмистым рельефом, например для Сан-Франциско).
Еще несколько лет назад молодежь хотела, чтобы велосипед внешне напоминал моторизованные одноколейные машины — мотоцикл или мотороллер, поэтому большим спросом пользовались малоколесные велосипеды с высоким рулем (так называемые high-risers).
Сейчас спрос на них уменьшился. Привлекавшие внимание складные и малоколесные велосипеды с тремя — пятью передачами, несмотря на то что их легче хранить в квартире и перевозить в багажнике автомобиля, потеснились, уступив место туристским и спортивным машинам с диаметром колеса 26 — 28 дюймов. Возможно, в какой-то мере это вызвано престижными соображениями, стремлением купить самую большую, усовершенствованную и дорогую модель.
Складные и малоколесные велосипеды кажутся «ненастоящими». Относительно сократилась продажа дамских велосипедов, что связано с современным спортивным стилем женской моды. В глазах широкой публики велосипед стал респектабельным. Открылись даже «велобанки», куда клиент может въехать на велосипеде (по образцу « автобанков»). В некоторых городах введены дни, проходящие под лозунгом «Велосипедом на работу!» — в эти дни население призывают оставить свои автомобили в гаражах. Получила распространение обычная для большинства европейских стран система проката велосипедов. Все авиакомпании принимают велосипед в багаж. Принимаются заявки на летние авиаэкскурсии с велосипедом в Европу.
По данным журнала « Попьюлар микэникс», цены на велосипеды для взрослых могут составлять от 100 до 250 — 300 долл., но есть и роскошные модели, стоящие от 500 до 1000 долл. (их выпуск незначителен, не более 600 машин в год, а технические качества отнюдь не прямо пропорциональны цене)3.
3 «Popular Mechanics», vol.139, No 6, 1973.
Конструкция велосипеда не подверглась каким-либо коренным изменениям, однако некоторые интересные технические новинки заслуживают внимания. Так, в феврале 1973 г. на выставке в нью-йоркском отеле «Хилтон» демонстрировался велосипед из пластмассы. За последнее десятилетие попытки создать пластмассовый велосипед предпринимались в разных странах. В предложенных конструкциях, как правило, сохранялся внутренний стальной скелет.
Страница 120
Рис. 1. Педальный автомобиль «Педикар» конструкции Роберта Бундшуха
Американская модель изготовлена из пластмассы «лексан», разработанной компанией «Дженерал электрик». Из металла сделаны только ободы колес, спицы, педали, шатуны, тормозные скобы, тросы управления и некоторые детали седла. Пластмассовая цепь не нуждается в смазке. Рама сплошная, она не боится коррозии, прочна, окраска вносится в массу при полимеризации. В поверхностный слой шин введены светоотражающие добавки, благодаря чему шины сверкают в лучах фар встречного автомобиля. Машина имеет 10 скоростей. Вес нового велосипеда — 7,3 кг (вес стальных велосипедов этого класса 12 — 15 кг). Цена должна составлять менее 100 долл.
На своей фабрике в штате Монтана фирма «Ориджинл плэстик байк» намечала выпустить до конца 1973 г. 750 тыс. таких машин (производство начато в сентябре). Планируется также выпуск складных велосипедов с колесами диаметром 26 дюймов, с тремя и пятью скоростями. По заявлению представителя фирмы, она готова продать лицензии Канаде, Японии, странам Южной Америки и Европы. Будущее покажет, насколько удачным окажется применение нетрадиционного материала.
Получили распространение так называемые трубчатые шины, предназначенные для легких спортивных велосипедов.
Камера в них окружена покрышкой со всех сторон (покрышка обычной велосипедной шины, как известно, открыта с внутренней стороны). Такие шины весят меньше обычных и легче сменяются, но они дороже, легче рвутся, и их труднее ремонтировать. Трубчатую шину приклеивают к ободу колеса.
Выпускаются дополнительные приспособления: гудки, мигающие сигнализаторы поворота и торможения, специальные рюкзаки и накидки для велосипедистов, сделанные из светоотражающей ткани и повышающие безопасность езды ночью. На некоторых новых моделях гибкие тросики тормозов заменены гидравлической передачей: усилие руки передается на тормозные колодки через пластмассовый шланг, заполненный тормозной жидкостью.
Фирма «Тэртел лейжер продактс» предлагает складной квадратный парус для велосипедиста. Парус изготовлен из прозрачной поливиниловой пленки, в сложенном состоянии подвешивается к раме.
Страница 121
Рис. 2. На шоссейной дороге, соединяющей МаунтВернон с Александрией (штат Вирджиния), велосипедисты мирно соседствуют с автомобилями
Его применение допустимо только на специальных велосипедных дорожках. Спросом пользуются различные прицепы для перевозки пассажира или груза. Выпускается сборный прицеп для байдарки или другого длинномерного груза. Популярны металлические багажные рамы, легко монтируемые на автомобиле и позволяющие перевозить до трех велосипедов. Время от времени патентуются радикальные изменения конструкции велосипеда: меняется поза водителя, включаются в работу другие группы мышц, рекомендуются иные типы движения ног.
Но все эти изменения не выдерживают конкуренции с основной схемой, устоявшейся около 100 лет назад. Любопытный «побочный продукт» развития велосипеда — рекламируемый фирмой «Энвайронментал транс- спорт» четырехколесный велосипед с легким пластмассовым корпусом — «Педикар» (рис. 1). Он весит около 45 кг, имеет пять передач, развивает скорость до 27 км в час. Положение сиденья регулируется в соответствии с ростом и длиной ног водителя. Педали можно нажимать вместе или попеременно, их обратный ход обеспечивает пружина. Потери энергии в передаче составляют 4%. «Педикар» способен преодолевать уклоны до 12°.
У велосипедного бума есть и свои неприятные стороны. Участились кражи велосипедов (за 1971 г. только в Калифорнии было похищено более 400 тыс. машин общей стоимостью около 20 млн. долл.) 4.
4 «Radmarket», Bd. 84, No 9, 1973.
Увеличилось число дорожных происшествий, связанных с велосипедом. Так, в 1970 г. произошло примерно 40 тыс. подобных аварий. С июля 1973 г. введены новые правила, запрещающие продажу велосипедов, не соответствующих определенным нормам.
Страница 122
Правила требуют, чтобы велосипед был хорошо заметен в темное время суток. Для этого он должен обладать светоотражающими шинами или пластинчатыми отражателями, которые вставляются между спицами. На педали должно быть нанесено покрытие, затрудняющее соскальзывание ноги. В конструкции не должно быть острых углов, которые могут повести к травме . Рукоятки тормозов следует располагать в непосредственной близости к рукам велосипедиста, что обеспечивает быстрое торможение. Тормозной путь при скорости 24,1 км в час не должен превышать 4,5 м. Заметим, что многие из этих требований уже давно стали само собой разумеющимися э европейских странах, где велосипед всегда пользовался большей популярностью, чем в США. Недавние исследования показали, что дорожные происшествия с малоколесными велосипедами с высоким рулем протекают тяжелее, чем с обычными. Не исключено, что производство и продажа таких машин будут запрещены.
Но основная причина травматизма, связанного с велосипедом,— отсутствие специальных велосипедных дорог и неприспособленность существующих автодорог и городских улиц к наплыву армии велосипедистов. Летом 1973 г. вопросы « велосипедного бума» и безопасности движения обсуждались на конференции, устроенной министерством транспорта США. В ней участвовали представители всех штатов. Более 300 крупных городов собираются строить велодороги. Их строительство на 90% будет финансироваться федеральным правительством, 10% должны платить штаты. В качестве временной меры на автодорогах белой чертой отделяется полоса для велосипедистов (рис.2).
На некоторых улицах Нью-Йорка вывешены щиты, предупреждающие водителей о том, что здесь преимущественным правом проезда пользуются велосипедисты. Центральный парк по воскресеньям закрыт для движения автомашин и превращается в царство велосипеда. Предлагается строительство поднятых над уровнем улицы велосипедных эстакад с платным проездом. Штат Орегон решил ежегодно выделять минимум 1% средств, отпущенных на дорожное строительство, для прокладки велосипедных дорог. Дон Стейтос, один из политических деятелей, продвинувших это решение, говорит: «Степень технического прогресса определяется не только тем, как быстро вы можете попасть из одной точки в другую. Важно и то, в каком физическом и психическом состоянии вы прибудете на место, как вам понравится поездка и как ваша поездка повлияет на других сограждан» 5.
5 «National Geographic» vol. 143, No 5, 1973.
Энтузиасты велосипеда ставят перед собой цель создать настолько разветвленную сеть велосипедных дорог, чтобы по ним можно было, не встречаясь с автомобилями, проехать от Тихоокеанского до Атлантического побережья США. Расширяется информация населения о велосипеде и правилах езды на нем. В Иллинойсе, Калифорнии и некоторых других штатах введены соответствующие школьные курсы. В одном из калифорнийских колледжей читается односеместровый курс по устройству, вождению и ремонту велосипеда. Книга Юджина Слоэна о велосипеде, изданная в конце 1970 г., стала бестселлером. Поворот к велосипеду, ставший характерным для США в последние годы, не разрешит, конечно, проблем американских городов. Но обращение крупнейшей автомобильной державы к велосипеду, который до сих пор не принимался всерьез как средство передвижения, само по себе интересно и показательно.