Имя пользователя:

Пароль:

{ LOG_ME_IN_SHORT }

Форум о веломобилях и лигерадах

Изготовление велотехники своими руками



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: концепт велокатамарана-амфибии
Номер сообщения:#21  Непрочитанное сообщениеДобавлено: Пн окт 08 2012 11:20 
Не в сети
Активно интересующийся
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 12 2012 11:13
Сообщения: 1267
Откуда: Владивосток
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 165 раз.
Моя велотехника: Пока ничего не построил
daktfi писал(а):
Я вот подумал, что с пропеллером хорошо по рельсам гонять - там все подъёмы/спуски весьма пологие, чтобы поезд проехать мог (у него удельная тяга, насколько я помню, совсем мизерная).

Это да. У нас в начале 20-х поставили авиамотор на ж/д вагон - "аэровагон" получили 140 км/ч на свою голову - улетели под откос на изношеных путях.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: концепт велокатамарана-амфибии
Номер сообщения:#22  Непрочитанное сообщениеДобавлено: Ср окт 10 2012 09:13 
Не в сети
Активно интересующийся
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт сен 27 2011 08:05
Сообщения: 392
Откуда: Ярославль
Благодарил (а): 30 раз.
Поблагодарили: 61 раз.
Моя велотехника: Деревянный трайк без руля "Буратино", в процессе изготовления трайк "Бред"
Форум Луноходов починили. Можно мои самоделки глянуть:
http://lunohodov.net/forum/viewtopic.php?t=2263
Самое главное из той ветки это:
Формула для двух стихий.
Я извиняюсь перед коллегами за длинный текстовый абзац. Просто настал момент, когда лучше один раз, кратко но в цифрах, выложить принципы, чем показывать фотографии.
Формула расчёта мотоблочной амфибии основана, как и всё в гидродинамике, на подобии, причём иногда на очень грубом. Проанализировав технические данные двадцати отечественных мотолодок, можно утверждать, что на одного человека экипажа, приходится от 120 до 150 килограмм водоизмещения судна. Для одноместной глиссирующей мотолодки примем среднее значение в 135 кг. Для дооснащения мотолодки средствами движения по суше, прибавим к этому весу ещё треть. Получим 180 кг.
Габариты корпуса можно вычислить через условную осадку. У мотолодок она колеблется в пределах от 0,08 до 0,1. Так как у нас лодка значительно меньше средней, принимаем и осадку меньше минимальной – 0,07. Делим полное водоизмещение в тоннах на условную осадку, получаем 2,57. Это произведение длины корпуса на его ширину. Если задаться шириной в метр, то длина будет 2,57 метра.
Чтобы лодка надёжно глиссировала, нужно, чтобы на каждые 25 кг веса приходилось не менее одной лошадиной силы. Значит, для 180 кг понадобятся целых 8 лошадей.
Весовой расклад может быть таким: Водитель 80 кг. + Самодельный мотор с поршневой от Минска и дейдвудом от Ветерка 30 кг. + Два колеса колёсной подвески лодки 8 кг. + Колёсная ходовая мотоблока 12 кг. + Топливо 10 кг. + Корпус мотолодки 40 кг. Даже для усреднённых значений, расклад явно завышен. Можно сделать легче.
Допустим, что на суше, полная масса распределится поровну на три колеса, тогда на одно колесо будет приходиться 60 кг. Можно применить колёса от очень лёгкого скутера. Наибольший коэффициент сцепления колеса с грунтовой дорогой равен 0,5. Значит, можно реализовать тягу не более 30 кг.
8 сил обычно требуются при разгоне и выходе на глиссирование. В длительном и экономичном режиме мотор обычно выдаёт две трети мощности или около 5 сил. 5 лошадиных сил, это примерно 374 килограммо метров в секунду. Разделив эту мощность на тягу в 30 кг, получим крейсерскую скорость 12,4 м/сек, или 45 км/ч.
Если учесть, что в экономичном режиме двигатель развивает порядка 3000 об/мин, а колесо скутера имеет диаметр 0,4 метра, то на скорости в 45 км/ч оно будет крутиться со скоростью 600 об/мин. Передаточное число трансмиссии будет равно пяти. Если угловой редуктор собрать из редуктора Ветерка, с передаточным числом 1.66, то на цепную передачу останется передаточное число 3.
Если собирать амфибию в рамках технических требований на мотоблоки, то по старым требованиям (новых я пока не читал, а мотоблок это не трактор!), на каждую сотню килограмм должно быть не более 1,3 лошади. В нашем случае, это чуть более двух сил. Будем считать, что в экономичном режиме это будут две лошади или 149 кг*м/сек. Тягу в 30 кг они обеспечат на скорости в 18 км/ч. Хотя скорость мотоблоков ограничена техническими требованиями до 10 км/ч. Передаточное число для 18 км/ч составит 12,5. Обеспечить его можно угловым редуктором от бензопилы, шестерёнчатой передачей от газульки и цепной от двухи. В качестве движка сгодится гибрид двухи и Дружбы. Дейдвуд подойдёт от Салюта или Спутника.
ПРИМЕЧАНИЕ: В обоих вариантах применяется мотопильная компоновка мотоблоков с центробежным сцеплением. В первом варианте принудительное охлаждение не понадобится, во втором обязательно. В обоих вариантах занижена крейсерская скорость в пользу тяги. Второй вариант окажется легче первого из-за маломощного двигателя и более лёгкой ходовой. При этом можно сэкономить на габаритах лодки. Из-за малой мощности желательно применение КПП в составе серийных мопедных двигателей. В первом варианте мощность подвесного мотора, для движения по воде, намного выше допустимой безопасной нормы в 3 силы. Ветерок такое судёнышко, с «чайником» на румпеле, запросто переворачивает через корму. Форма корпусов у вариантов разная: Для первого – Отношение длины к ширине может быть меньше двух. Корпус в плане треугольный. После штевня острое «V», лыжа по килю, реданы, почти плоский транец с максимальной шириной. Для второго варианта – максимальная длина при ширине не менее 0,8 м. Упрощенный Джонбот, днище при виде с боку по форме полукапли. При движении на вёслах с минимальной осадкой в корме. Методика расчёта пригодна для расчёта многоместных амфибий и для переделки в амфибии серийных мотолодок, при условии сохранения паспортного водоизмещения – уменьшается полезная нагрузка или число пассажиров.
ВАЖНО! Корпуса амфибий должны сопротивляться кручению! В конструкции корпуса должен быть продольный замкнутый профиль от транца до места крепления колёсной подвески. Транец усилен, крепление мотоблока к транцу жёсткое. Лодочные струбцины не годятся. При скорости более 20 км/ч посадка мотоциклетная, ручки руля и пятно контакта колеса с дорогой, должны располагаться в одной плоскости с осью поворотного узла! (Несоблюдение последнего принципа приводит к опрокидыванию!)

_________________
Жизнь, это движение к цели. Конечный пункт известен, остаток времени тоже. При прохождении маршрута, будь осторожен - путь может оказаться слишком коротким!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: концепт велокатамарана-амфибии
Номер сообщения:#23  Непрочитанное сообщениеДобавлено: Вс сен 15 2013 07:17 
Не в сети
Активно интересующийся
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 12 2012 11:13
Сообщения: 1267
Откуда: Владивосток
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 165 раз.
Моя велотехника: Пока ничего не построил
Приводится статья инженера Б. Потёмкина о его плавающих мотороллерах-катамаранах в МК 1971 №02
Масса и вместимость этих конструкций сопоставима с финской велоамфибией 1949 года "Amphibike" (65 килограмм) совершившей пробег из Хельсинки в Стокгольм через Аландский архипелаг в Балтийском море.
Посему может представлять интерес и для конструкторов перспективных велоамфибий.

«БЕТА 70» — Такое имя получила эта машина сконструированная ребятами из Дворца пионеров и школьников города Сыктывкара.
Их работой руководил инженер Б. Потемкин.
Подробный рассказ об амфибии «БЕТА 70» читайте на странице 14.


«АЛЬФА», «БЕТА», «ГАММА»...

Человечествo, создав весьма совершенные механизмы для передвижения в какой-то одной среде, ищет пути для объединения возможностей сухопутных, плавающих и летающих машин в одном агрегате.

Нельзя сказать пока, что эта задача решается успешно. Трудностей оказалось больше, чем можно быпо предполагать. Кроме того, различные сферы применения таких «универсальных систем» требуют разного подхода, разных конструкттвных решений, и инженерная мысль неустанно создает все новые и новые конструкции, порою весьма простые, a порою совершенно фантастические.

Особенно активизировался этот процесс когда выяснилось, что при освоении человеком космоса вездеходные иеханизмы потребуются для передвижения по поверхности других планет солнечной системы. Разработкой их начали заниматься ведущие конструкторы многих стран мира.

Конструкторы любители тоже не ocтались в стороне, и это вполне закономерно: многим хочется расширить возможности наземного транспорта, приспособив его для передвижения по воде. И наоборот, научить двигаться по суше моторную лодку или катер. В соответствии с этим наметились два основных напраления конструкторской мысли: создание плавающих автомобилей, или автомобилей-амфибий; приспособление различных типов моторных судов для передвижения по суше. Имеются и промежуточные, компромиссные схемы. Однако цель во всех случаях одна: получить возможность с одинаковыми удобствами, при высокой надежности и скорости передвигаться по земле и по воде.

Наш журнал (см. No.2 за 1968 г., No.7 за 1969 г.) уже не раз публиковал чертежи и описания автомобилей-амфибий любительской постройки. Сегодня мы познакомим читателей с оригинальной конструкцией мотороллера-амфибии, созданной на станции юных техников г. Сыктывкара под руководством инженера Бориса Потемкина.



...Мысль o создании амфибии зародилась во время туристских походов по окрестностям Сыктывкара Дла ночевки нужна палатка, для переправ — надувная лодка или, на худой конец, большая автомобильная камера. Погодa неустойчивая — в рюкзаках: приходится таскать штормовки. Двухдневный маршрут — выкладка по 15—20 кг на человека. Получается не прогулка, a соревнование по переноске тяжестей.
Хорошо бы иметь механического помощника! Но какого? Лодка на колесах!
Не очень удобно Зарумались все участники походов. Начали формулировать требования: скорость — что-нибудь около 30 км/час, грузоподъемность —килограммов 200, проходимость — на уровне мотороллера.

Первые эскизы огорчали. Внешние формы амфибии c герметизированным корпусом подходили больше всего, но трудность его постройки была очевидна. A если применить съемные поплавки? Куда их укладывать? Наконец основу нашли — продольно секционированный корпус с боковыми секциями-поплавками. На суше, складываясь, они придают машине законченную форму, a на воде превращают ее в катамаран. Сочетание хорошей остойчивости на воде и минимальнoй габаритной ширины при движении по суше позволило вписать «aмфибию» в требования ГАИ.

Конструкция должна иметь минимальный вес. Зaдание: не больше 200 кг. Это определило схему, аналогичную грузовым мотороллерам. Три колеса —со ступицами это 30 кг. При трех точках опоры рaма испытывает минималные изгибающие усилия от неровносгей дороги, — следовательно, может быть облегченной. Даже не рама, а одна продольная труба и две поперечины для крепления поплавков и задник колес.

Выбор материала для поплaвков и кузова был сделан сразу — обычная трехмиллметровая фанера на каркасе из деревянных реек. Разумеется, поплавки следовало изгтовить секционными. Двигатель и колеса — от мотороллера «Вятка».

Проектирование заняло год. B ходе рабты «аппетит» разыгрался; амфибия все больше совершенствовалась, yзлы усложнялись; появился меxанизм опускания поплавков. Потом начался обратный процесс — yпрощение узлов, выбрасывание ненужных механизмов. Этого требовала дисциплина веса.

Летом 1968 года проверили центровку и грузоподъемность на условной модели, изготовленной в масштабе 1:10, которую испытывали... в корыте! Уточнились основные размеры: длина 4 м, ширина — 1,5 м, ширина на воде —2,2 м, осадка — 0,2 м, при объеме каждого поплавка 300 л.

Базу выбрали 2 м и колею — 1,3 м. Сделали компоновочный чертеж. На этом этапе начали консультации в ГАИ, Я очень благодарен работникам Госавтоинспекции — тт. Шарапову, Петухову, Мальцеву за благожелательное отношение к нашей затее и реальную помощь в работе.

Осенью заготовили материал, раскроили и пропитали олифой фaнеру. B марте 1969 года начали сборку. K началy лета амфибия была готова. Первое испытание она прошла... при переезде на новую квартиру. Сын и я ночью (чтоб соседи не смеяпись) катили по улицам амфибию, до отказа нагруженную домашним скарбом — этак c полтонны весом. Вскоре выехали на моторе. Маршрут был ответственный: около километра до здания ГАИ и столькo же обратно. Это расстояние требовалось преодолеть твоим ходом. Мы eгo преодолели, получив в награду разрешение начать пробную эксплуатацию на обусловленном участке дорог. После этого неделя ушла на устранение всяких мелких неполадок и «дребезжаний». И вот первая прогулка. Укладываться начали c утра. Благо теперь есть колеса — можно взять и мяч, и бадминтон, и удочки, и кастрюли. Любопытная малышня лезла со всех сторон. Делая вид, что мне все это не впеpвой, я осворожно повел амфибию за город.

Велосипедисты сначала резво умчались вперед, но на первом же затяжном подъеме амфибия показала свои возможности. Велосипедисты медленно, но безнадежно отставали.

Отпуск мы проводили на амфибии — сын и я, — иногда под амфибией: приходилось устранять разные мелкие неполадки. Но в целом машина работала удовлетворительно — уверенно переходипа c суши на воду и обравно Мы совершали сухопутные маршруты — километров по 25—30 в оба конца —и столько же по воде, почти ежедневно. Движение на плаву обеспечивалось за счет приклепанных к дискам колес изогнутых лопаток, отбрасывающих водy на решетки, вмонтированные в крылья. Таким образом достигалась скорость около 5 км час, что вполне достаточно для переправ и движении вниз по течению. Рулевое колесо хорошо действовало и в воде.

Вообще — это мое мнение — скорость больше 10—15 км/час по воде и 35—40 км/час по шоссе для прогулок не нужна: повышается утомляемость как водителя, так и пассажиров, не говоря уже o том, что полюбоваться природой становится невозможно.

B конце лета комиссия ДОСААФ —ГАИ, освидетельствовав нашу машинy, нашла возможным зарегистрировать ее как мотороллер-амфибию и выдать номерной знак Название для нашей машины было выбрано просто «Альфа-69». А весной следующего года в Сыктывкаре появилась «Бета-70». На этот раз ее создателями были кружковцы Дворца пионеров и школьников Это оказалось вoзможным благодаря отличной постановке работы автомотоклуба и всего отдела техники дворца, на специальной детской трассе которого ребята приобретают навыки вождения. Взяв эа основу конструкцию «Альфы», юные энтузиасты построили упрощенную амфибию, способную перевозить двух человек со скоростью 15 км/час на суше и 5 км час на воде. Вот их имена: Коля Пипин, Володя Вивнов, Коля Васильев, Валерий Осипов. Сейчас они вынашивают планы постройки новой более совершенной машины.

Однако я считаю своим долгом предостеречь желающих скопирова ь описываемые конструкции. И вот почему: в каждой местности свои условия. Нужно учитывать маршруты, состояние доpoг, интенсивность движения. Мотороллер-амфибия не средство городского транспорта. У нас в Сыктывкаре можно быстро выбраться за город, минуя оживленные улицы Река рядом, имеются хорошие съезды н воде, Здесь нaша машина «вписалась». B других местах, возможно, «не впишется».

При разработке нашей амфибии мы поставили себе цепь — упростить ее конструкцию и технологические циклы так, чтобы постройка машины заняла не более года. Опыт показал, что дети теряют интерес к работе, если она затягивается. Кроме того, изготовление сложных деталей им не по сипам. Следоватепьно, на иx долю остается только черновая или вспомогательная работа. Ведь нельзя всерьез считать творчеством шпаклевку и окраску! Дпя детей гораздо важнее быстрое достижение результата, позволяющее практически осмыслить собственные возможности, способствующие самоутверждению личности. Поэтому постройка «Беты-70» от начала проектирования до ходовыx испытаний заняла только три месяца. Работали одновременно 3-4 человека не более трех часов четыре раза в неделю. Теперь, когда испытания этой машины разрешены органами ГАИ, кружковцы имеют широкое поле для увлекательных экспериментов и доводок c целью предъявления своей машины в Госавтоинспекцию для регистрации и получения номерного знака.

Я от души желаю им успеха и надеюсь, что в конструкциях автомобилей будущего найдут применение задумки тех ребят, которые сейчас всерьeз занимаются этой рабтой

Б ПОТЕМКИН, инженер, г.Сыктывкар


ПОЯСНЕНИЯ K ЧЕРТЕЖАМ
Устройство рамы амфибии «Бета-70» (см. рис.) определено требованиями —служить рамой мотороллера на суше, мостиком катамарана на воде и нести поплавки в переходном режиме и на суше. Разумеется, при минимальном весе, необxодимой прочности и простоте узлов.
Особенность конструкции — поворотные продольные связи, к которым приварены стойки 3. Стойки трубчатые, в ниx вставляются опоры поплавков 2. Концы продольных связей входят в гнезда передней и задней поперечных балок и крепятся четырьмя болтами 5.
К передней балке приварен кронштейн вилки рулевого колеса 6 («кoлонка»).
K задней балке крепятся кронштейны 9 с гнездами подшипников 10 ведущей оси и две вертикальные трубчатые стойки 11. Эти стойки служат опорой поворотным связям в любом положении: непосредственно (на суше) или через регулируемый съемный упор (в переходном положении и на воде). Размеры конструкции подобраны упрощенным расчетом стальных водо- или газопроводных труб на изгиб. C учетом динамической нагрузки расчетная принималась 450 кг, по 150 кг на каждую точку опоры на суше или по 225 кг на задние стойки на вoде. Практика подтвердила правильность размеров: рама достаточно упруга, но остаточных деформаций не наблюдалось, хотя эксплуатация такой, в сущности, учебной конструкции в первое же лето была достаточно длительной.


«БЕТА-70»
Основные технические танные мотороллера-амфибии «Бета-70»
Длина по поплавкам 4000 мм
Ширина — на суше 1500 мм, на воде 2200 мм
Высота борта — на суше 800 мм, на воде 700 мм
База 2000 мм
Колея 1300 мм
Дорожный просвет 140 мм
Углы свеса передний и задний 45°
Угол опрокидывания не менее 45°
Вес — собственный, 85 кг и полный 250 кг
Мощность двигателя 5,5 л.с.
Скорость — на суше, 15 км/час, на воде - 5 км/час
Граница невидимой части дороги 2 м
Радиус поворота 2,5 м

Компоновочная схема мотороллера-амфибии;
1 — продольные трубы рамы; 2 — опоры поплавков; 3 — стойки поплавков; 4 — опорные муфты продольных труб; 5 — болты крепления продольных труб; 6 — кронштейн передней вилки (колонка); 7 — закладные детали поплавков; 8 — задняя балка с кронштейном крепления мотора; 9 — кронштейны крепления задней оси; 10 — гнездо подшипника задней oси; 11 — зaдние стойки рамы; 12 — регулируемая тяга для установки поплавка под нужным углом; 13 — заделиа торцевoй части муфты 4; 14 — заделка гайки в торцевую часть продольной трубы 1; 15 — поплавок.

Здесь показан процесс превращения БЕТЫ-70 из сухопутной машины в водоплавающую
1 — транспортное положение; 2 — машина въезжает в воду, 3 — амфибия на плаву — в действии гребной винт.


Вложения:
1971-02-16.jpg
1971-02-15.png


Последний раз редактировалось Stoyan Ср сен 18 2013 05:21, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: концепт велокатамарана-амфибии
Номер сообщения:#24  Непрочитанное сообщениеДобавлено: Ср сен 18 2013 05:18 
Не в сети
Активно интересующийся
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 12 2012 11:13
Сообщения: 1267
Откуда: Владивосток
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 165 раз.
Моя велотехника: Пока ничего не построил
описание к авторскому свидетельству Б. Потемкину на катамаран-амфибию, 1975 года.

Еще одна статья Потемкина о своих разработках.
ИР №02 1975

МОТОРОЛЛЕР - КАТАМАРАН ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО СУШЕ И ВОДЕ
Город БелАЗов Жодино встретил нас проливным дождем, ночным холодным ветром и теплым приемом в отделении милиции. Там, в одном из кабинетов, мы и заночевали. Товарищи из милиции пошли на нарушение строгих служебных правил не только в силу своего гостеприимства, но и из любопытства к нашему необычному средству передвижения. Мы подогнали нашу «Альфу» под окошко дежурного, перенесли в кабинет походное снаряжение (ружья дежурный деликатно попросил оставить на ночь ему) и забрались в свой верный спальный мешок. Засыпая, я успел спросить у себя, как мы дошли до жизни такой. А утром по дороге на Минск было достаточно времени ответить на этот вопрос.

«Альфа-69». Это не год ее рождения — это год ее крещения в Госавтоинспекции. Родилась она раньше, пожалуй, в тот момент, когда было произнесено «А что если?..», когда кончилась наша нормальная жизнь и началась жизнь изобретателя. В нашем случае искать, что бы такое изобрести, заставляла необходимость. Подрастающие дети забросили самые хитроумные игрушки, выучили наизусть все наши сказки.

Срочно изобрели идею, а затем, вместе с ребятами, и саму амфибию ( а. с. № 326098 ). Кто мог подумать, что эта затея привлечет и соседних ребят, а лотом и ребят городского Дворца пионеров, построивших свою «Бету», сделает нас руководителями юных техников. Что это вообще на некоторое время станет нашей основной работой и приведет нас на ВДНХ, и не только с амфибиями, а еще и с парусными катамаранами. Тогда мы думали о том, что ширины легковых автомобилей — полтора метра — совершенно недостаточно для хорошей остойчивости на воде. И что, сделав амфибию открытой, мы не защитим ее от захлестывания волной, а из закрытой не сможем, если что, вовремя выбраться. Подумывали и о вопросах «внедрения». Настроились, как оказалось, верно — на собственные силы: слесарный и столярный инструмент, сарайчик и магазин «Спорттовары». Бюджетные соображения определяли выбор материала — фанера, деревянные рейки и металлолом. Основные узлы мы старались делать, избегая станочных работ. При этих условиях мы и не тянулись, чтобы герметизировать выходы трансмиссий или снабдить нашу самоделку устройством для втягивания колес, как у настоящих амфибий.

На то время наше практическое знакомство с транспортной техникой ограничивалось велосипедами, а теоретическое — не распространялось далее устройства цепной передачи. Но с литературой работать нам приходилось. Ребята, получив небольшой инструктаж, с удовольствием занялись поисками и эскизами. Герметичные поплавки, катамаран. Это определилось быстро. Но куда их девать на суше? Вот где открылся простор для изобретательства! Надувные, разборные, вдвигающиеся друг в друга, разворачивающиеся из тента, машина, разваливающаяся надвое — по Тингсмастеру Мариэтты Шэгинян, по Фантомасу и «Механизмам» Артоболевского. Тогда нам было невдомек, что такой поток идей — верный признак тупика. Позже, разбираясь в патентах, мы не раз с интересом разглядывали гроздья оригинальных решений на тонких веточках никчемных затей и ясно видели, как, потеряв дорогу, конструкторская мысль билась в поисках выхода.

В конце концов, остановились на единственно доступном для нас варианте — три продольные секции. Средняя — обитаемая, боковые — поплавки. При подходе к воде боковые секции раздвигаются, опускаются и образуют плавучее основание — катамаран. Точнее сказать, их раздвигают. Вручную. Ибо втиснуть в амфибию механизм, который бы это делал за нас, мы не смогли. Далее. Если в воду в любом месте мы съезжали лихо, под завистливые взгляды автомобилистов, то для выхода из воды старались найти безлюдный уголок. Ничего лучшего, чем лебедка, мы не могли придумать, чтобы вылезти на берег. Идеи, конечно, были. Например, сделать поплавки двигающиеся, наподобие лыж шагающего экскаватора. И весьма оригинален механизм для этой цели. Но опять же — механизм!
За образец мы взяли конструкцию на трех колесах—трицикл — вес минимальный, рама не испытывает изгибающих нагрузок на неровностях дороги. Похоже на грузовой мотороллер, только управление в виде одного продольного рычага, как у первых автомобилей. Кстати, несмотря на столь почтенный возраст своего прототипа, этот продольный рычаг да общая схема — единственное, что осталось от пробного варианта. Рычаг оказался очень удобным. Видимо, правы конструкторы, утверждающие, что «баранка» — не самая лучшая форма руля, что она держится, главным образом, по традиции. Руль современной машины требует непрерывной работы даже на прямой дороге. Наш рычаг спокойнее, он лежит над правой рукой водителя, свободно регулируется по высоте. Он и тормоз, и панель переключателей сигналов. Большое плечо делает управление легким. Установив рычаг в нужном положении, можно двигаться по прямой или кривой, не прилагая усилий. Крутой разворот — больше угол поворота рычага, но это ведь не часто.

Первые пробы нас огорчали: «Альфа» плохо держала дорогу, рыскала на каждой неровности. Мы догадывались, что дело здесь не только в центровке и углах установки переднего колеса. Нужна было теория. А оказалось, что динамика симметричного трицикла, не в пример динамике обычного автомобиля, исследована плохо. За неимением другой принялись «грызть» автомобильную теорию, и где-то через год стали появляться смутные трицикловые идеи. Сначала ковыляя, затем более уверенно и совсем неплохо при динамических испытаниях на автодроме, перед получением номера,— так «Альфа» постепенно
принимала годные и отбрасывала прочие нововведения в ее конструкции. Мы поия-ли, почему союзная госавтоинспекция настороженно относится к конструкциям с одним передним управляемым колесом и запрещает их для любительской постройки.

Теория трицмкла, повторяем, почти не разработана, а самодеятельность здесь опасна. На «Альфе» мы побывали у юных техников Дубны, Смоленска, Новгорода, Гомеля. В Дубне мы встретили амфибию с втягивающимися колесами. Собственно, ради нее, а не ради синхрофазотрона ехали мы туда. Автор и строитель ее, Виктор Иванович Бовынин, радушно принял нас, и было нам о чем поговорить. Совместная прогулка двух амфибий — катера, могущего ходить по земле, и плавающего мотороллера — позволила нам сравнить их достоинства и недостатки. Решение Виктора Ивановича удачнее нашего в том отношении, что парусность его амфибии на воде значительно меньше, смоченная поверхность и общая площадь переборок тоже меньше. Мы выигрывали в остойчивости.
На трудных дорогах в полной мере проявляет себя особенность нашей передней подвески: большой свободный ход, значительный наклон вперед дуги качания передней оси и способность выдержать высокую нагрузку — около половины веса машины. Мы не помним случаев потери контакта между дорогой и передним, единственным управляемым, колесом. «Альфа» устойчива на дороге благодаря еще одной хитрости. От дифференциала мы отказались после первых же проб. Сейчас у нас одна ведущая ось — задняя. На ней жестко сидит правое колесо, левое — на втулке. Но центробежный механизм уже на скорости 15 км/час блокирует его, и оно становится ведущим наравне с правым колесом. Благодаря этому «Альфу» не развернет на большой скорости, даже если переднее колесо оторвется от дороги. На тяжелой дороге задние колеса блокируются принудительно.

В процессе доводки пришлось думать и о повышении устойчивости «Альфы» на вираже. Для этого точка переднего подвеса поднята выше центра тяжести машины — упорный подшипник передней вилки выше рулевого рычага, под самым капотом, а вся колонка имеет некоторую свободу в поперечном направлении. В сочетании с тем, что несущий пояс каркаса верхний, а пол подвешен к нему на бортах, это создает эффект кручения передней части машины внутрь виража под влиянием центробежной силы.

Удобное управление, полулежачее положение водителя, регулируемое сиденье и хороший обзор делают поездки на «Альфе» приятными. 10—12 часов в пути, 400— 500 километров нас не утомляли. Сейчас, когда «Альфа» уверенно маневрирует в напряженном автомобильном потоке Минска, работники ГАИ, если и останавливают нас, то только чтобы поближе посмотреть непривычное их глазу сооружение.

Б. ПОТЕМКИН, изобретатель

■ С поднятым тентом на дороге Москва — Минск.
■ Одна из промежуточных проработок — «Бета». Боковые секции-поплавки откинуты до положения, позволяющего еще двигаться по земле. Теперь можно прямо с берега — в воду.
■ Модель «Бета» при испытаниях на воде.


Вложения:
326098.png
IR_02-1975 beta.jpg
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: концепт велокатамарана-амфибии
Номер сообщения:#25  Непрочитанное сообщениеДобавлено: Ср сен 18 2013 12:32 
Не в сети
Активно интересующийся
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт окт 13 2011 11:32
Сообщения: 2900
Откуда: Рига
Благодарил (а): 39 раз.
Поблагодарили: 841 раз.
Моя велотехника: "Рига 2011" первый - за три дня
я бы делал поплавки или тому подобное для преодоления водной преграды надувными, насос для накачки поплавков с роликами, чтоб работал он от колеса. поплавки к корпусу крепил бы с помощью алюминевый трубочек.

как на Shuttle-Bike


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
. Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.244s | 23 Queries | GZIP : On ]